Оксфордский университет и компания AstraZeneca первыми опубликовали результаты третьей фазы клинических испытаний своей вакцины от COVID-19. Исследователи сочли вакцину безопасной и эффективной. Ее итоговая эффективность, по их подсчетам, составляет около 70 процентов — хотя если учесть бессимптомные и неклассические случаи COVID-19, то она падает до 55 процентов. Работа опубликована в журнале The Lancet.
В начале декабря стартовали две программы массовой вакцинации от SARS-CoV-2 — в России (вакциной «Спутник» от Центра Гамалеи) и в Великобритании (вакциной от компаний Pfizer и BioNTech). Однако разработчики ни одной, ни другой вакцины до сих пор не опубликовали результаты третьей фазы клинических испытаний. Все, что мы сегодня знаем об их эффективности и безопасности — а также все, чем могут похвастаться их конкуренты, например, компания Moderna — это предварительные пресс-релизы (о том, что можно из них почерпнуть, мы писали в блоге «Магия чисел»).
Теперь появилась первая рецензированная публикация с результатами третьей фазы испытаний — и она посвящена вакцине, которая еще не получила одобрения регуляторных органов ни в одной стране. Это совместная разработка Оксфордского университета и компании AstraZeneca. Она устроена по тому же принципу, что и российский «Спутник» — аденовирусный вектор, который несет в себе ген S-белка коронавируса. Принципиально эти вакцины отличаются только вектором: оксфордская вакцина построена на основе обезьяньего аденовируса, а российская — человеческого.
Для анализа результатов разработчики собрали данные из четырех ветвей клинических испытаний: две из них (фазы 1/2 и 2/3) прошли в Великобритании, одна в ЮАР (фаза 1/2) и еще одна (фаза 3) в Бразилии. Всего в них приняли участие 23848 человек, из которых данные по 11636 участникам исследователи включили в анализ эффективности. Во всех ветвях испытаний добровольцев делили на две равные группы: одна получала два укола вакцины, вторая — два укола плацебо.
Изначально организаторы исследований планировали вводить всем участникам дозу в 5×1010 аденовирусных частиц и проверять ее с помощью спектрофотометрии. Но позже выяснилось, что этот метод дает неточную оценку, и подсчитывать частицы начали с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР). При этом выяснилось, что доза в первых пробах составляла всего 2,2×1010 частиц, и впоследствии содержание частиц в пробе повысили до 5×1010. Таким образом, часть пациентов получила первый укол «разбавленной» вакцины (и им пришлось ждать второй, полноценной дозы до трех месяцев), а части достались оба «концентрированных» укола с интервалом в среднем в 6 недель.
В роли плацебо в некоторых случаях выступал физиологический раствор, а в других случаях — вакцина от менингококка (предполагалось, что она не защищает от заражения коронавирусом, но может вызвать похожие побочные эффекты). Большинство исследований были слепыми, и только южноафриканское — двойным слепым (то есть организаторы испытаний тоже не знали, какой препарат получают участники).
Соединив данные всех ветвей испытания, исследователи подсчитали количество случаев COVID-19 среди участников. Подтвержденным случаем заболевания они считали положительный ПЦР-тест на SARS-CoV-2 в сочетании с одним из четырех симптомов: температура выше 37,8℃, кашель, одышка и отсутствие обоняния или вкуса. Для достоверных выводов, по подсчетам организаторов испытания, было достаточно 53 таких случаев. Но на момент анализа данных их нашлось 98 — среди всех пациентов, которые получили две «полноценные» дозы вакцины или плацебо.
В группе, которая получила две неравные дозы, эффективность оказалась довольно высокой — 90 процентов. В остальных группах в среднем — 62,1 процента. Это позволило исследователям заключить, что общая эффективность вакцины — 70,4 процента. Но если учесть остальные случаи COVID-19, то эффективность оказывается еще ниже. Так, с учетом людей, у которых болезнь проявилась другими симптомами, кроме «классической четверки», эффективность падает до 67,1 процента. А если добавить к ним еще и тех, у кого симптомов COVID-19 не нашли, но мазок оказался положительным, то эффективность опустится до 55,7 процента.
Оценивая безопасность вакцины, исследователи зафиксировали серьезные побочные эффекты среди 168 участников: 84 эффекта в группе вакцины и 91 — в группе плацебо. Однако только три из них, по мнению врачей, могут быть связаны с вакцинацией. Один — гемолитическая анемия в группе плацебо, другой — поперечный миелит в группе вакцины, и третий — кратковременная температура выше 40 градусов Цельсия (группа неизвестна). Впрочем, во всех случаях участники либо уже выздоровели, либо идут на поправку. Поэтому исследователи заключили, что вакцину можно считать безопасной.
На основании своих данных организаторы испытаний заключили, что их вакцина безопасна и может быть эффективна против симптоматических случаев COVID-19 на 70,4 процента после двух доз и по меньшей мере на 64,1 процента — после одной. И с учетом того, что ВОЗ обозначила нижний порог эффективности в 50 процентов, исследователи считают свою вакцину эффективной. Более того, они полагают, что повышенная эффективность в группе с низкой дозой может даже сыграть им на пользу — если удастся показать, что низкие концентрации правда работают лучше, то этот может ускорить производство нужного количества доз для массовой вакцинации.
Авторы работы отмечают, что их выборки были неравноценными — в них участвовало больше молодых людей, чем пожилых (их начали позже набирать), а также больше молодых женщин, чем мужчин (поскольку их больше в сфере здравоохранения). Это могло бы исказить результаты испытания — например, потому что женщины в среднем лучше переносят инфекцию. Однако тот факт, что полученная эффективность примерно одинакова в ветвях испытаний из разных стран, по мнению исследователей, говорит о достоверности этих данных.
Организаторы испытаний заканчивают свою статью напоминанием о том, что это лишь первые результаты обработки данных. А значит, позже мы сможем узнать подробнее о том, насколько хорошо вакцина защищает людей разных этнических и социальных групп, а также о том, насколько долгой окажется ее защитный эффект.
От редактора
На наш взгляд, это исследование наглядно демонстрирует, как сложно провести качественное и грамотное клиническое испытание в условиях пандемии. Те данные, которые авторы работы позиционируют как итоговые, получены в разных странах, на разного размера выборках, которые получали разные дозы вакцины и разные виды плацебо через разные временные интервалы. Насколько такое обобщение позволяет судить о реальной эффективности вакцины, мы узнаем позже — когда у исследователей появится больше данных и возможностей их сравнивать.
Поправка
В первом варианте новости мы писали, что концентрация вирусных векторов в вакцине была порядка 10 в пятой степени. На самом деле речь идет о 10 в десятой степени. Приносим свои извинения.
О том, почему женщины справляются с COVID-19 лучше, чем мужчины, мы писали в тексте «Держитесь, братцы». А всю последнюю информацию о болезни мы собрали в материале «Мы находимся здесь».
Полина Лосева
Однако точный диагноз эксперты установят позже
Американский подросток скончался после того, как съел одну чипсину, посыпанную специями из двух самых острых перцев — каролинского жнеца и Naga Viper. Как сообщает издание The New York Times, ссылаясь на слова матери погибшего, она забрала его из школы, поскольку он жаловался на боль в животе. 14-летний мальчик рассказал, что съел одну чипсину из тортильи от компании Amplify Snack Brands. Мать отвезла сына домой, но примерно через два часа он потерял сознание. Его экстренно доставили в больницу, где он скончался. Женщина сообщила, что у ребенка не было никаких сопутствующих хронических заболеваний. Результатов судебно-медицинской экспертизы придется ждать около трех месяцев, однако мать ребенка уверена, что причиной смерти стала очень острая чипсина.