Яндекс запустил вторую зону испытаний беспилотных автомобилей за пределами России — в американском городе Энн-Арбор. Благодаря прогрессивному законодательству компания получила разрешение на испытания беспилотников без человека за рулем, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1.
Разработчики тестируют беспилотные автомобили или их отдельные технологии разными методами: в симуляции, на полигонах и на реальных дорогах. Первые два этапа позволяют отработать основную логику работы беспилотника и алгоритмы распознавания объектов, но только последний дает возможность подготовить алгоритмы к полноценной эксплуатации. На реальных дорогах автомобиль может столкнуться со сложными ситуациями, нарушением правил со стороны водителей и пешеходов, а также тяжелыми погодными условиями. При этом набор этих факторов сильно отличается от страны к стране и от города к городу. Из-за этого разработчикам, которые планируют применять свои беспилотники повсеместно, приходится тестировать их в разных городах и климатических зонах, и создавать отдельные наборы параметров для алгоритмов.
Яндекс представил свой проект беспилотного автомобиля в 2017 году, и в начале 2018 года показал испытания на дорогах Москвы. С тех пор компания расширила испытания в России на Иннополис и Сколково, а также запустила программу разработки и испытаний в Израиле. Также компания устраивала демонстрационные заезды своих беспилотников на выставке CES в американском штате Невада и получила разрешение на испытания в Мичигане, чтобы устроить демонстрацию на Детройтском автосалоне, но его отменили из-за пандемии нового коронавируса. После этого Яндекс принял решение развернуть в Мичигане полноценную программу тестирования, чтобы адаптировать свои беспилотники к особенностям дорожного движения США, и 6 августа объявил о ее запуске.
Испытания проходят в сравнительно небольшом городе Энн-Арбор. В них принимают участия беспилотники на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata, но количество автомобилей компания не раскрывает. В своем заявлении Яндекс отметил, что преимущество Мичигана заключается в возможности испытывать беспилотники без человека за рулем, при этом такая возможность есть и в некоторых других штатах, в том числе Аризоне, Калифорнии и Техасе.
От редактора
Выбор Энн-Арбора может быть обусловлен тем, что Мичиганский университет совместно с Министерством транспорта США развернул в городе крупнейшую в мире программу испытаний технологий V2X, позволяющих автомобилям связываться с другими автомобилями и дорожной инфраструктурой. Испытания этих технологий в Энн-Арборе проводят в том числе и крупные компании, такие как Toyota, Ford и Qualcomm. Кроме того, когда Яндекс запускал программу испытаний в Израиле, представители компании отмечали, что планируют взаимодействовать с местными компаниями-разработчиками технологий для беспилотников. Возможно, такие планы есть и для программы в штате Мичиган. В Энн-Арборе находится штаб-квартира стартапа May Mobility, специализирующегося на небольших беспилотных автобусах.
Недавно выпускающий редактор N + 1 Николай Воронцов протестировал новое поколение беспилотников Яндекса на базе Hyundai Sonata, проехавшись на одном из них во время испытаний в Москве. Кроме того, год назад мы посетили полигон для испытаний беспилотников компании и рассказали, какие возможности он предоставляет разработчикам.
Григорий Копиев
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».