Власти американского штата Аризона разрешили испытывать и эксплуатировать полностью беспилотные автомобили без людей в салоне и удаленного управления, сообщает Engadget. За несколько дней до этого похожие поправки приняли власти Калифорнии, но они разрешают испытания таких автомобилей только при наличии удаленного управления.
В последние несколько лет разработчики беспилотных автомобилей добились большого прогресса и прототипы самых успешных из них уже практически не требуют вмешательства человека. Из-за этого власти стран и их регионов в последние годы стали адаптировать свое законодательство, в которых до этого беспилотные автомобили никаким образом не регулировались. В некоторых странах разработчики уже могут тестировать такие автомобили не только на закрытых полигонах, но и на дорогах общего пользования. Тем не менее, для безопасности остальных участников движения за рулем этих автомобилей все равно должен сидеть водитель-испытатель, готовый перехватить управление в любой момент.
Несколько дней назад власти Калифорнии разрешили разработчикам беспилотных автомобилей отказаться от водителей-испытателей. Тем не менее, это послабление касается только тестовых заездов, а автомобиль все равно нужно контролировать через удаленное управление. Теперь подобные, но более свободные поправки приняли власти соседнего штата Аризона. Компании могут получить разрешение на испытания или эксплуатацию беспилотных автомобилей в полностью автономном режиме. Это значит, что автомобили смогут передвигаться на дорогах общего пользования без людей в салоне и даже без подстраховки удаленным оператором.
В документе не разъясняются некоторые юридические вопросы, возникающие при использовании полностью автономных автомобилей, к примеру, ответственность в случае аварии с пострадавшими или погибшими, но часть подобных вопросов все же поднимается. Так, Департамент общественной безопасности Аризоны должен подготовить нормативные документы, регулирующие сложные ситуации, например, взаимодействие полицейских и спасателей с полностью автономным автомобилем или связь с владельцем и страховой компанией.
Это далеко не первое проявление конкуренции Калифорнии и Аризоны в области беспилотного транспорта. В Аризоне беспилотные автомобили регистрируются по тем же правилам, что и обычные, а также существует несколько других более лояльных к разработчикам таких автомобилей норм. Власти штата пытаются привлечь компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, на свою территорию. К примеру, в декабре 2016 года Uber начал тестировать свои самоуправляемые автомобили в Калифорнии, после чего власти штата отозвали их регистрацию. Практически сразу после этого губернатор Аризоны заявил, что штат «приветствует беспилотные автомобили Uber с распростертыми объятиями и широкими дорогами», после чего Uber перевезла свои автомобили в Аризону.
Также штат более лояльно относится и к использованию беспилотных автомобилей. Именно в нем один из лидирующих разработчиков Waymo собирается запустить до конца 2018 года сервис полностью беспилотных такси, для чего компания уже закупила несколько тысяч минивенов, а власти штата выдали Waymo разрешение на работу в качестве транспортной компании.
Григорий Копиев
Это показали популяционные данные более чем за 16 лет
Американские исследователи обнаружили, что во время проведения моторалли в близлежащих регионах число количество трансплантаций органов возрастает примерно на четверть по сравнению с четырехнедельным периодом до и после этих спортивных мероприятий. Отчет о работе опубликован в JAMA Internal Medicine. Смерти в авто- и мотоавариях служат одним из основных источников органов для трансплантации, в 2021 году в США их доля составила 11 процентов. Мотоциклисты, особенно без шлема, гибнут значительно чаще, чем автомобилисты. Ежегодно в стране проводится несколько крупных моторалли, известных как «недели байков», с сотнями тысяч участников. Учитывая масштаб подобных мероприятий и высокий риск травм, они создают повышенную нагрузку на локальные системы здравоохранения, значительно повышая статистику по травмам и смертности, однако влияние этих мероприятий на доступность органов для пересадки до сих пор не изучалось. Чтобы восполнить этот пробел, сотрудники Массачусетской больницы общей практики, Больницы Brigham and Women’s, Гарвардской медицинской школы, Техасского университета в Остине и Национального бюро экономических исследований под руководством Анупама Джены (Anupam Jena) провели популяционное ретроспективное одномоментное (поперечное, кросс-секционное) исследование с использованием данных из Научного реестра реципиентов транплантатов (SRTR), поставляемые Сетью получения и пересадки органов (OPTN). В анализ вошла информация по донорам органов в возрасте 16 лет и старше, погибщих в авто- и мотоавариях с марта 2005 по сентябрь 2021 года. Исследователи сопоставили эти данные с регионами OPTN, в которых проходили семь крупнейших ежегодных моторалли с участием от 200 тысяч до 500 тысяч человек: Sturgis Motorcycle Rally в Южной Дакоте, Daytona Bike Week во Флориде, Laconia Motorcycle Week в Нью-Гемпшире, Myrtle Beach Bike Week Spring Rally и Atlantic Beach Bikefest в Южной Каролине, Republic of Texas Biker Rally в Техасе и Bikes, Blues & BBQ в Арканзасе. Статистическую обработку проводили с помощью многопараметрической пуассоновской регрессии; для оценки различий в характеристиках доноров, реципиентов и самих органов применяли точный критерий Фишера для бинарных переменных и критерий суммы рангов Уилкоксона для непрерывных. В итоговый анализ вошли 10798 доноров (70,9 процента — мужчины; средний возраст 32,5 года) и 35329 реципиентов их органов (64 процента — мужчины; средний возраст 49,3 года). В даты проведения моторалли зарегистрированы 406 доноров и 1400 реципиентов, в течение четырех недель до и после этих мероприятий — 2332 и 7714 соответственно. Демографические и клинические характеристики доноров и реципиентов, уровень качества органов, тяжесть предшествующих заболеваний доноров и время ожидания трансплантации во время соревнований и в остальные дни существенно не различались. Анализ показал, что в период проведения моторалли среднесуточное число доноров органов в соответствующем регионе OPTN на 21 процент больше, чем в предшествующий и последующий четырехнедельные периоды (отношение частот [IRR] 1,21; 95-процентный доверительный интервал 1,09–1,35; p = 0,001). Разница в числе реципиентов этих органов составила 26 процентов (IRR 1,26; 95-процентный доверительный интервал 1,12–1,42; p < 0,001). Полученные результаты демонстрируют последовательную связь моторалли с донорством и пересадкой органов, что следует принимать во внимание трансплантологическим службам, пишут авторы работы и подчеркивают, что первоочередной задачей должно быть обеспечение безопасности подобных мероприятий и минимизация связанных с ними заболеваемости и смертности. О том, на какие ухищрения приходится идти организаторам гонок, чтобы избавить местных жителей от издаваемого ими шума, можно почитать в блоге «Тише едешь: об автогонках, физике и добром слове».