Что интересного можно узнать о российских разработках в новом павильоне на ВДНХ?
Развитие собственного производства и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ важно для любой страны. Это позволяет поддерживать и совершенствовать научные школы, обеспечивать рост экономики, создавать новые рабочие места. Причем каждая разработка в той или иной отрасли и производство позволяют поддерживать множество смежных. Например, разработки в области авиации способствуют добыче полезных ископаемых, развитию материаловедения, IT, систем связи и многого другого. Рассказываем историю некоторых важных российских разработок, с которыми можно познакомиться в павильоне «Индустриальное путешествие: сделано нами» на международной выставке-форуме «Россия».
В 2020 году российская Объединенная двигателестроительная корпорация развернула серийное производство авиационных турбовентиляторных двигателей ПД-14. Это первый авиационный двигатель, созданный в современной России. Его разработка велась с 2008 года. Его создали специально для среднемагистрального самолета МС-21, эксплуатацию которого планируется начать в 2026 году.
Новый двухконтурный двухвальный двигатель может развивать тягу до 14 тонн во взлетном режиме. В его основе лежит новый высокоэффективный газогенератор, построенный по структуре «8+2»: восемь ступеней компрессора и две ступени турбины. Такая компоновка, в частности, позволила добиться уменьшения потребления топлива на 10–15 процентов по сравнению с другими авиадвигателями схожего класса.
Одной из сложных задач, которая была решена при разработке ПД-14, стала разработка сплава на основе алюминида титана и технологии литья из этого материала. Основная сложность заключалась в высокой химической активности титана, из-за которой требовалось определить правильный порядок добавки других веществ. В частности, в разработанный сплав входят алюминий, ниобий, молибден, бор, никель и железо.
Кроме того, была разработана технология отливки нового сплава в графитовые формы. Они позволяют добиться высокого качества литья, а само производство графитовых форм выполняется на станке с числовым программным управлением. Все вместе это позволило изготавливать из нового материала лопатки компрессора высокого давления и турбины низкого давления.
Новый материал на основе алюминида титана позволил заменить никелевые сплавы, использовавшиеся в производстве авиадвигателей прежде. Его применение позволяет уменьшить массу лопаток компрессора и турбины в среднем в два раза по сравнению с традиционными сплавами на основе никеля. При этом такой материал имеет лучшие показатели прочности в так называемом среднем диапазоне температур (от 600 до 950 градусов Цельсия), при котором в авиационном двигателе работает турбина низкого давления.
Весной 2024 года российская госкорпорация «Ростех» заключила с флагманским авиаперевозчиком «Аэрофлот» договор на поставку 11 среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214 нового производства. Двумя годами ранее был подписан контракт на поставку авиакомпании 40 самолетов этого типа. Всего же Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в «Ростех», должна произвести 70 авиалайнеров.
Ту-214 создан на базе советского Ту-204, разработанного в конце 1980-х годов. Он совершил первый полет в 1996 году, а его эксплуатация началась в 2001-м. Самолет при длине 46,1 метра и длине 41,8 метра рассчитан на перевозку до 210 пассажиров. Дальность его полета составляет 3,9 тысячи километров при максимальной коммерческой нагрузке. Серийное производство Ту-214 велось до 2010 года.
В связи с международными санкциями, ограничившими доступ к импортным запчастям для самолетов Boeing и Airbus — основы российского авиационного парка, в 2022 году было принято решение о возобновлении выпуска Ту-214 в обновленной версии. Основное обновление коснулось систем управления и бортового оборудования. Если в прежней конфигурации для управления самолетом требовался экипаж из трех человек (два пилота и бортинженер), то теперь нужны только два пилота. Это соответствует современной мировой практике для среднемагистральных самолетов.
В 2019 году нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева запустило производство пассажирских судов «Метеор 120Р». Уже в 2021 году первый такой теплоход поступил в состав речного флота компании «Северречфлот», занимающейся речными перевозками в Ханты-Мансийском автономном округе. В 2022 году «Северречфлоту» был передан и второй «Метеор 120Р». С 2023 года новыми «Метеорами 120Р» пополнился скоростной флот Нижегородской области, а в 2024 году такие суда планируется запустить на пассажирских маршрутах в Волгоградской области.
«Метеор 120Р» — новое современное поколение российских судов на подводных крыльях «Метеор». Оно рассчитано на перевозку до 120 пассажиров, обладает дальностью хода до 600 километров и способно передвигаться на скорости до 65 километров в час. Водоизмещение «Метеора 120Р» составляет 68 тонн при длине 34,4 метра и ширине 9,2 метра. Судно оснащено двумя дизельными двигателями мощностью 1450 лошадиных сил каждый.
Советский «Метеор» стал своего рода легендой — редкий фильм речной тематики обходился без него. «Метеор» был изображен и на почтовых марках в 1950-х годах. И всякий, кто бывал в Санкт-Петербурге, наверняка выходил на «Метеоре» в Финский залив. Производство классических «Метеоров» велось с 1959 по 2007 год.
В 2019 году холдинг «Нацимбио» зарегистрировал новую четырехвалентную вакцину против гриппа «Ультрикс Квадри» собственной разработки. Сейчас она ежегодно поставляется во все лечебные заведения и прививочные пункты России в рамках Национального календаря профилактических прививок (НКПП). Так, только для НКПП в 2024 году компания должна выпустить 14,1 миллиона доз этой вакцины. В ее состав включены антигены вирусов типа А/Victoria (H1N1), A/Thailand (H3N2), B/Austria (линия B/Victoria) и B/Phuket (линия B/Yamagata).
«Ультрикс Квадри» — инактивированная расщепленная вакцина, содержащая не цельные «мертвые» вирусы гриппа, а их части — гемагглютинин. Это гликопротеин, содержащийся на поверхности вируса гриппа и принимающий непосредственное участие в выработке иммунного ответа. Вакцина одобрена для применения пациентами всех возрастов, начиная с 6 месяцев.
Основу современных поливалентных инактивированных вакцин еще в 1933 году заложил советский ученый Анатолий Смородинцев. Тогда он впервые доказал вирусную природу гриппа, а в 1938 году разработал и представил первую в мире вакцину от этой болезни. Так удалось получить препарат, предотвращающий серьезные осложнения вирусного заболевания и снижающий вероятность заражения. Это была одновалентная вакцина на основе живого ослабленного вируса.
Сегодня в России иммунизация от гриппа проводится всем желающим бесплатно вакцинами последнего поколения, выпущенными российскими предприятиями по технологии полного производственного цикла. Такой цикл предполагает культивацию вирусов, их инактивацию, выделение гемагглютинина и выпуск готовой вакцины.
В России сегодня ведется множество разнообразных разработок в самых разных отраслях в рамках самостоятельных программ, а также по проектам импортозамещения. Познакомиться с ними подробнее и узнать о многих других сегодня можно в павильоне Е на ВДНХ. В интерактивной форме на выставке можно посмотреть различные промышленные образцы российских разработок и даже заглянуть за завесу будущего.
Реклама: ООО Маркетинговые Коммуникации, ИНН 7705395181, erid: LjN8KUGUY
Илья Семериков — о российских квантовых компьютерах на ионах в 2024 году
В 2021 году ионных квантовых компьютеров в России фактически не было. Физики уже умели составлять необходимые для компьютера цепочки из ионов, но в них даже не было полноценных кубитов. Сегодня ученые из ФИАН проводят операции уже на 20-кубитном вычислителе из ионов иттербия и продолжают повышать точность операций. Один из руководителей проекта и лауреат премии «ВЫЗОВ» 2023 года Илья Семериков рассказал N + 1, как устроены эти квантовые компьютеры и есть ли у них какое-то будущее.