Компания «Яндекс» запустила в городе Иннополис в Татарстане тестовый сервис беспилотного такси. Жители города могут вызвать один из двух автомобилей через бота в Telegram и перемещаться между пятью точками высадки и посадки. Во время поездок на переднем пассажирском сиденье будет присутствовать инженер компании, сообщается в блоге «Яндекса».
Большинство крупных разработчиков беспилотных автомобилей, к примеру, Waymo и Uber, изначально собираются использовать их в качестве автомобилей для сервисов такси. Во многом это обусловлено тем, что, как правило, в беспилотных автомобилях установлено сразу несколько дорогих лидаров, а также мощные вычислительные модули для обработки данных в реальном времени, из-за чего на начальном этапе развития беспилотных автомобилей они будут слишком дороги для личного владения.
«Яндекс», которая представила свой беспилотный автомобиль в мае 2017 года, также запустила тестовый сервис беспилотного такси. Пока в тестировании участвуют два автомобиля компании, основанные на Toyota Prius. Жители города, зарегистрировавшиеся в программе тестирования, могут вызвать автомобиль через бота в Telegram в одной из пяти точек, предназначенных для высадки и посадки пассажиров. При этом во время пилотного проекта все поездки будут бесплатными.
Для пассажиров доступны три задних сиденья автомобиля — на переднем пассажирском сиденье во время всех поездок будет находиться инженер компании, следящий за штатной работой автопилота, а водительское сиденье в компании решили оставить пустым.
Компания объявила, что пилотный проект в Иннополисе запущен в рамках соглашения о развитии беспилотного транспорта в Татарстане, подписанного с правительством республики.
Ранее «Яндекс» уже начал тестировать свои беспилотные автомобили на дорогах общего пользования Москвы, а затем один из них совершил поездку из Москвы в Казань, во время которой 99 процентов пути были пройдены в режиме автопилота.
Сервисы беспилотного такси активно развиваются в США. Например, в 2017 году компания Waymo, ставшая продолжением проекта беспилотных автомобилей в Google, запустила закрытую версию сервиса беспилотного такси, в котором пассажирами являются добровольцы, не работающие в компании. А в конце 2018 года Waymo планирует запустить в Аризоне публично доступный сервис и уже заключила соглашение на поставку 62 тысяч автомобилей для этого. Кроме того, недавно сервис беспилотного такси в штате Техас запустил стартап Drive.ai.
Григорий Копиев
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.