Беспилотный автомобиль, разрабатываемый российской компанией «Яндекс», впервые в автономном режиме проехал по длинному маршруту. Согласно сообщению компании, поступившему в редакцию N + 1, машина прошла 789 километров за 11 часов, причем 99 процентов пути были преодолены в режиме автопилота.
«Яндекс» впервые показал свою версию беспилотного автомобиля в мае текущего года. Технические подробности об автопилоте машины не раскрываются. Известно только, что она оснащена лидаром, радиолокационной станцией и камерами, в установке и наладке которых также принимали участие специалисты из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».
Беспилотное такси также оснащено приемником спутниковой навигации систем GPS, ГЛОНАСС и Galileo. Кроме того, автопилот в движении получает данные от блока инерциальной навигации. К настоящему времени «Яндекс» создал прототипы беспилотного автомобиля на базе Toyota Prius и Kia Soul.
До сих пор беспилотный автомобиль «Яндекса» выполнял лишь короткие испытательные поездки по испытательной площадке, тестовой трассе в Подмосковье и улицах Москвы. Во время испытания поездкой на большую дистанцию беспилотный автомобиль проехал из Москвы в Казань. Все время поездки на водительском месте находился пилот-испытатель, готовый перехватить управление в случае нештатной ситуации.
Испытания проводились в условиях реального дорожного движения в дневное, вечернее и ночное время. На некоторых участках маршрута поездка проходила при сильном дожде. Другие подробности о состоявшихся испытаниях не уточняются.
Вероятно, Казань выбрана точкой назначения, потому что власти Татарстана, где расположен этот город, занимаются развитием инфраструктуры для испытаний и эксплуатации беспилотного транспорта. В частности, в Казани уже состоялись испытания прототипа беспилотного электробуса КАМАЗ-1221 «Ш.А.Т.Л.».
В марте текущего года федеральное агентство «Росавтодор» объявило о намерении провести первые демонстрационные заезды грузового беспилотного транспорта по российским дорогам весной-летом 2018 года. По словам руководителя агентства Романа Старовойта, постоянный проезд беспилотного транспорта по российским дорогам начнется после 2021 года.
Василий Сычёв
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.