Компания «НПО «СтарЛайн» начнет тестировать беспилотный автомобиль собственной разработки на дорогах общего пользования в Санкт-Петербурге. Для этого она прошла государственную сертификацию во ФГУП «НАМИ». Поездки будут проходить в автоматическом режиме, но под присмотром водителя, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.
Разработчики беспилотных автомобилей тестируют их разными способами: в компьютерной симуляции, на полигоне и на реальных дорогах. Первый способ наиболее безопасен, дешев в пересчете на километры и масштабируем. К примеру, беспилотники Waymo проезжают по виртуальным улицам почти в тысячу раз большее расстояние, чем по реальным. В симуляторе можно отработать логику езды, но почти невозможно качественно имитировать данные для лидара и других датчиков. Поездки по полигону лишены этого недостатка, но вместе с этим не могут реалистично и воспроизвести дорожную обстановку и огромное множество возможных ситуаций, поэтому единственный полноценный метод испытаний, без которых невозможно научить беспилотный автомобиль безопасно ездить по городу — это поездки по реальному городу с автомобилями и пешеходами.
«СтарЛайн» уже испытывала свой беспилотный автомобиль в отдельных зонах полностью или почти полностью лишенных других автомобилей и людей , например, в Сколково и на закрытых испытаниях возле Крымского моста, а также во время поездки из Санкт-Петербурга в Казань. Теперь компания сертифицировала свой беспилотник во ФГУП «НАМИ». С конца 2018 года, когда в России был объявлен эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей, это ведомство отвечает за проверку и допуск беспилотников на дороги общего пользования, а также собирает данные тестирования от разработчиков.
Испытания будут проходить на больших городских улицах. Изначально автомобиль будет ездить в основном по Большому Сампсониевскому и Лесному проспектам, рядом с которыми расположен офис компании, а затем разработчики обещают перенести испытания на Невский проспект. По условиям испытаний автомобиль будет ездить с водителем, следящим за работой алгоритмов. Однако в ближайшем будущем российские власти могут разрешить испытывать беспилотники на некоторых дорогах вообще без водителя-испытателя в салоне.
Беспилотный автомобиль «СтарЛайн» сделан на базе Skoda Superb. Он оснащен лидарами и камерами, охватывающих все стороны вокруг автомобиля, а также передним радаром, инерциальным датчиком и приемником GPS с поддержкой RTK-поправок. Разработчики планируют создавать готовые программно-аппаратные системы беспилотного вождения для пассажирских легковых автомобилей, грузовых перевозок и промышленной техники.
В России есть и другие заметные разработки в области беспилотного транспорта. В области легковых пассажирских беспилотников лидирующим российским разработчиком считается Яндекс. Этому способствует в том числе и большой объем испытаний на реальных дорогах: еще в сентябре 2019 года компания объявила, что ее беспилотные автомобили проехали более миллиона километров по дорогам трех стран.
В общественном транспорте и промышленной технике одним из российских лидеров в автоматизации являются Cognitive Technologies. Недавно она заключила контракт на поставку почти 250 беспилотных комбайнов в пять регионов России, а в 2019 году начала испытывать в Москве беспилотный трамвай.
Григорий Копиев
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.