Компания протестировала водородно-электрическую версию модели S4
Компания Joby Aviation успешно протестировала водородно-электрическую версию аэротакси. В ходе испытания технологический демонстратор, созданный на базе предсерийной модели пятиместного электрического аэротакси S4, преодолел расстояние в 842 километра, установив рекорд дальности среди аэротакси на водороде. Об этом сообщается на сайте компании.
Под термином аэротакси сегодня обычно подразумевают электрические летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров. Благодаря электротяге они не такие шумные, как обычные вертолеты, не производят выбросов вредных веществ и имеют потенциально более низкую стоимость эксплуатации. Однако при всех этих преимуществах электрические аэротакси обладают одним существенным недостатком: из-за ограниченной емкости батарей время и дальность их полета на одной зарядке существенно ограничены. Рекорд дальности, установленный моделью аэротакси компании Autoflight, к примеру, на сегодняшний день составляет чуть больше 250 километров.
Разработчики активно ищут альтернативные чистые источники энергии, которые смогли бы обеспечить большую дальность полета. И одно из наиболее перспективных направлений в этой области на сегодняшний день — использование водородных топливных элементов. Именно на эту технологию делает ставку калифорнийская компания Joby Aviation, которая построила экспериментальный водородно-электрический вариант своего электрического аэротакси S4. Это пятиместный конвертоплан с вертикальным взлетом и посадкой, который имеет шесть наклоняемых роторов, четыре из которых установлены на высокорасположенном самолетном крыле, а два — на V-образном хвостовом оперении.
24 июня 2024 года состоялся испытательный полет, во время которого технологический демонстратор с водородно-электрической силовой установкой смог пролететь 842 километра. При этом полностью электрический вариант Joby S4, использующий только батареи, может на одном заряде пролететь лишь 249 километров. После вертикального взлета дистанционно управляемое с земли аэротакси выполняло полеты по кольцевой траектории вблизи производственного предприятия Joby Aviation в городе Марина, штат Калифорния. Полет продолжался 4 часа 47 минут, после чего демонстратор совершил посадку, сохранив при этом в баке более 10 процентов от изначального запаса водорода.
В качестве базы для постройки технологического демонстратора компания использовала предсерийный экземпляр S4, налетавший до этого более 40 тысяч километров в рамках сертификационных испытаний. На нем использованы те же электромоторы и системы управления, что и на исходной версии, однако батарею заменили на меньшую, так как теперь она нужна в основном только для обеспечения дополнительной мощности на взлете и посадке. Большая же часть энергии для полета обеспечивается водородными топливными ячейками, которые генерируют электричество за счет электрохимичекой реакции между водородом и кислородом из окружающего воздуха, производя в качестве побочных продуктов воду и тепло.
Запасы жидкого водорода массой до 40 килограмм находятся в вакуумном баке собственной разработки Joby Aviation. Водород хранится при температуре 22 кельвина, при этом внешняя поверхность бака имеет температуру окружающей среды. Установленная на демонстраторе система топливных элементов H2F-175 разработана и построена приобретенной Joby Aviation в 2021 году компанией H2FLY из Штутгарта, которая специализируется на создании водородных самолетов.
С осени 2023 года Joby Aviation наконец приступила к испытаниям электрической версии аэротакси с пилотом на борту. В компании планируют начать коммерческую эксплуатацию полностью электрической модели S4 уже в 2025 году, поэтому использование ее в качестве базы для водородной версии позволит значительно сократить время на сертификацию. Возможные сроки начала эксплуатации водородного аэротакси компания пока не называет.
Существуют и другие проекты аэротакси, которые используют водород в качестве топлива. Один из них — проект шестироторного пятиместного водородного аэротакси Skai, разрабатываемый американским стартапом Alaka’i Technologies.
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas.