С 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года на российских дорогах общего пользования будет проходить эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей, следует из постановления, подписанного премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Вице-премьер Максим Акимов заявил, что уже в декабре в эксперименте примет участие более ста автомобилей.
На сегодняшний день техническая сторона некоторых беспилотных автомобилей уже близка к уровню, достаточному для безопасного использования на дорогах общего пользования даже без водителя в салоне. Однако важным препятствием на пути к массовому внедрению беспилотников являются юридические нормы. В законодательстве и нормативных документах абсолютного большинства стран отсутствует само понятие беспилотного автомобиля и способы решения возможных проблем. К примеру, подавляющее большинство стран пока что не представляет, кто должен нести ответственность при дорожно-транспортном происшествии с участием полностью беспилотного автомобиля.
В российском правовом поле пока также отсутствует понятие беспилотного автомобиля и соответствующее регулирование, однако в последние годы власти начали ограниченно разрешать проведение испытаний на дорогах общего пользования, а также готовить нормативную базу. Например, Министерство транспорта России реализует проект «Караван», в рамках которого разработчики проводят испытания беспилотных автомобилей на закрытых дорогах, а ведомство занимается подготовкой самих дорог к будущему использованию беспилотного транспорта.
Кроме того, Министерство промышленности и торговли разработало проект по проведению масштабного эксперимента на дорогах общего пользования, который позволит собрать данные, необходимые для адаптации законодательства к появлению беспилотных автомобилей. 26 ноября 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал подготовленное на базе этого проекта постановление «О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств». Эксперимент по использованию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана пройдет с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2022 года.
Главные цели эксперимента заключаются в проверке возможности использования беспилотного транспорта на российских дорогах, а также в выработке требований к такому транспорту, на основе которых будут разработаны изменения в законы и нормативные документы. Уже в декабре в эксперименте должны принять участие более ста автомобилей, в которых будут находиться водители-испытатели, готовые перехватить управление. Кроме того, вице-премьер Максим Акимов заявил, что в часть испытаний будет проходить на закрытом полигоне с зимними условиями. Заявки на такие испытания подали 27 компаний. В постановлении отмечается, что оценкой соответствия требованиям безопасности беспилотных автомобилей будет заниматься Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».
Несмотря на то, что в российском законодательстве пока отсутствует понятие беспилотного автомобиля, некоторые компании уже проводят испытания на дорогах общего пользования. К примеру, компания «Яндекс» договорилась с властями Иннополиса и Сколково о проведении поездок с пассажирами и без человека за рулем, а также провела испытательный заезд из Москвы в Казань. Более подробно о проекте беспилотного такси «Яндекса» можно узнать из нашего материала «Осторожный водитель». А несколько дней назад в Казань приехал беспилотный автомобиль компании «СтарЛайн», причем он начал свой путь из Санкт-Петербурга.
Григорий Копиев
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Трасса для кольцевых автогонок — это не только дорожное полотно, полосатые поребрики и отбойники из автомобильных покрышек. К ним прилагается еще весьма внушительная инфраструктура. Которая обеспечивает не только безопасность пилотов и комфорт для зрителей, но и бережет уклад жизни местных жителей, не все из которых могут быть поклонниками автоспорта. Одним из главных раздражителей для последних, как правило, служит рев моторов — не только технически неотъемлемая часть автодорожных соревнований, но и ценностно. Конфликты из-за шума между местными жителями и организаторами гонок возникают повсеместно. Так что физики и инженеры постоянно ищут все новые пути технического разрешения тяжбы об акустике — начиная от контроля за уровнем шума двигателей и заканчивая разнообразными конструкциями для управления акустическими волнами над трассой. Но иногда проблемы шума решаются совсем другими методами.