В склонах марсианских оврагов нашли крупные залежи льда

Команда исследователей, работающих с орбитальным аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, во главе с Колином Дандасом (Colin Dundas), обнаружила на Марсе восемь мест, где на поверхность выходят обширные подповерхностные отложения льда. Такие области могут рассказать о климатических изменения на Красной планете в прошлом и быть источниками воды для будущих пилотируемых миссий. Результаты исследований опубликованы в журнале Science.

Астрономы неоднократно заявляли о том, что в прошлом на Марсе могли быть огромные запасы жидкой воды. В пользу этой теории говорят наблюдаемые следы происходивших на планете процессов, таких как цунами. Исследования показывают, что системы ручьев, озера и небольшие реки существовали вплоть до амазонийской эры, которая началась 3 миллиарда лет назад и длится по сегодняшний день. В 2015 году году специалисты заявили, что жидкая вода может присутствовать и на современном Марсе. По их мнению, именно она ответственна за образование темных полос на поверхности планеты, которые появляются и исчезают при смене сезонов, однако в дальнейшем выяснилось, что эти «ручьи», скорее всего, состоят из гранулированных частиц, а не из жидкости. Тем не менее, вода на Марсе есть в больших количествах в виде льда, например в полярных шапках, замерзших водоемах или в подповерхностных слоях, которые могут покрывать площадь, равную трети поверхности Красной планеты. Изучение таких отложений позволяет узнать об истории климатических изменений, а сами залежи льда могут быть потенциальным источником пресной воды для будущих исследователей и колонизаторов Марса.

В новом исследовании ученым удалось обнаружить лед в восьми областях, семь из которых расположены в южном полушарии, а восьмое находится в кратере Миланковича в северном полушарии. Все эти объекты представляют собой стены уступов, образовавшихся в результате эрозии поверхности. Состав и структура подповерхностных слоев изучались при помощи камеры HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment) и спектрометра CRISM (Compact Reconnaissance Imaging Spectrometer for Mars), а температура слоев и поверхности определялась при помощи инструмента THEMIS (Thermal Emission Imaging System), установленного на аппарате Mars Odyssey.

Было определено, что залежи льда имеют слоистую структуру и образовались при осаждении снегового покрова на поверхность планеты в течение долгого времени, который в дальнейшем уплотнялся и перекристаллизовывался. Данные спектрометрии и тепловых исследований показывают, что мы имеем дело с водяным льдом, причем именно с подповерхностными слоями, а не с поверхностным слоем, который является результатом сезонных заморозков. Сверху лед покрыт смесью из горных пород, льда и пыли, толщиной 1-2 метра, затем идут слои достаточно чистого льда, общая толщина которых оценивается не менее чем в 130 метров. Эти залежи льда могут быть похожи на слоистые ледяные отложения, наблюдающиеся в полярных регионах Марса. Постепенно вышедший на поверхность лед разрушается и сублимирует, стимулируя процессы эрозии склонов уступов, об этом говорят обнаруженные коллювиальные отложения у их основания.

Ранее мы рассказывали о том, как марсианский ветер выдул горы в центре кратеров, какую роль сыграл углекислый газ в формировании марсианских оврагов и о том, кто планирует выращивать на Марсе ячмень для варки пива.

Радиотелескоп ASKAP отыскал новый крупный остаток сверхновой в Млечном Пути