Команда исследователей, работающих с орбитальным аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, во главе с Колином Дандасом (Colin Dundas), обнаружила на Марсе восемь мест, где на поверхность выходят обширные подповерхностные отложения льда. Такие области могут рассказать о климатических изменения на Красной планете в прошлом и быть источниками воды для будущих пилотируемых миссий. Результаты исследований опубликованы в журнале Science.
Астрономы неоднократно заявляли о том, что в прошлом на Марсе могли быть огромные запасы жидкой воды. В пользу этой теории говорят наблюдаемые следы происходивших на планете процессов, таких как цунами. Исследования показывают, что системы ручьев, озера и небольшие реки существовали вплоть до амазонийской эры, которая началась 3 миллиарда лет назад и длится по сегодняшний день. В 2015 году году специалисты заявили, что жидкая вода может присутствовать и на современном Марсе. По их мнению, именно она ответственна за образование темных полос на поверхности планеты, которые появляются и исчезают при смене сезонов, однако в дальнейшем выяснилось, что эти «ручьи», скорее всего, состоят из гранулированных частиц, а не из жидкости. Тем не менее, вода на Марсе есть в больших количествах в виде льда, например в полярных шапках, замерзших водоемах или в подповерхностных слоях, которые могут покрывать площадь, равную трети поверхности Красной планеты. Изучение таких отложений позволяет узнать об истории климатических изменений, а сами залежи льда могут быть потенциальным источником пресной воды для будущих исследователей и колонизаторов Марса.
В новом исследовании ученым удалось обнаружить лед в восьми областях, семь из которых расположены в южном полушарии, а восьмое находится в кратере Миланковича в северном полушарии. Все эти объекты представляют собой стены уступов, образовавшихся в результате эрозии поверхности. Состав и структура подповерхностных слоев изучались при помощи камеры HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment) и спектрометра CRISM (Compact Reconnaissance Imaging Spectrometer for Mars), а температура слоев и поверхности определялась при помощи инструмента THEMIS (Thermal Emission Imaging System), установленного на аппарате Mars Odyssey.
Было определено, что залежи льда имеют слоистую структуру и образовались при осаждении снегового покрова на поверхность планеты в течение долгого времени, который в дальнейшем уплотнялся и перекристаллизовывался. Данные спектрометрии и тепловых исследований показывают, что мы имеем дело с водяным льдом, причем именно с подповерхностными слоями, а не с поверхностным слоем, который является результатом сезонных заморозков. Сверху лед покрыт смесью из горных пород, льда и пыли, толщиной 1-2 метра, затем идут слои достаточно чистого льда, общая толщина которых оценивается не менее чем в 130 метров. Эти залежи льда могут быть похожи на слоистые ледяные отложения, наблюдающиеся в полярных регионах Марса. Постепенно вышедший на поверхность лед разрушается и сублимирует, стимулируя процессы эрозии склонов уступов, об этом говорят обнаруженные коллювиальные отложения у их основания.
Ранее мы рассказывали о том, как марсианский ветер выдул горы в центре кратеров, какую роль сыграл углекислый газ в формировании марсианских оврагов и о том, кто планирует выращивать на Марсе ячмень для варки пива.
Александр Войтюк
Его возраст составляет 11–15 тысяч лет
Астрономы обнаружили новый галактический остаток сверхновой, который оказался одним из самых крупных и близких подобных объектов, известных на сегодняшний день. Возраст туманности оценивается в 11–15 тысяч лет. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Остатки сверхновых важны для астрофизики как объекты, позволяющие разобраться в механизмах вспышек сверхновых и эволюции массивных звезд и двойных систем, а также в химическом обогащении внутренней среды галактик. Однако в Млечном Пути известно на сегодня около трехсот остатков сверхновых, хотя по теоретическим оценкам их может быть почти на порядок больше. Это связывается с тем, что некоторые туманности очень маленькие или очень тусклые, либо находятся в областях, где их можно спутать с другими типами туманностей. Группа астрономов во главе с Мирославом Филиповичем (Miroslav D. Filipović) из Университета Западного Сиднея сообщила о случайном открытии нового галактического остатка сверхновой G288.8—6.3. Оно было сделано в рамках обзора неба EMU (Evolutionary Map of the Universe), проводимого при помощи наземного радиотелескопа ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder). Ученые также использовали в работе данные других обзоров неба, проводимых на наземных и космических телескопах, таких как CHIPASS, HI4PI и eRASS. G288.8—6.3 расположен в 4200 световых годах от Солнца и примерно в 456 световых годах от плоскости галактики, что позволяет предположить, что остаток попадает в тонкий диск. Туманность характеризуется несколько меньшей поверхностной яркостью, чем большинство известных остатков сверхновых в Млечном Пути и Магеллановых Облаках, а ее собственный размер оценивается в 130 световых лет. Возраст туманности оценивается в 11–15 тысяч лет, она находится либо на поздней стадии адиабатического расширения, либо на стадии высвечивания энергии и охлаждения, расширяясь в межзвездной среде со средней плотностью вещества. Не было найдено явных свидетельств наличия в остатке пульсара или связанного с ним плериона, напряженность магнитного поля в туманности составляет от 7,7 до 41,7 микрогаусс. Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли сотовую структуру внутри Крабовидной туманности.