На Марсе обнаружили следы двух цунами

Ученые обнаружили следы двух «мега-цунами», которые произошли на Марсе вследствие падения на планету метеоров. Об этом сообщается в Scientiic Reports.

Согласно существующим гипотезам, на поверхности Марса мог существовать холодный соленый жидкий океан, который покрывал его северное полушарие и имел глубину до полутора километров. Однако в результате резких климатических изменений, как предполагают ученые, океан испарился.

В своей работе исследователи во главе с ученым из Планетологического института США провели детальный анализ геоморфологических и тепловых изображений региона Арабия Терра и равнины Хрис в северном полушарии Марса. В результате прибрежная форма рельефа указала ученым на то, что когда-то на Марсе произошли два крупных цунами. Цунами оставили после себя выступы из крупного песка, часть из которых содержит в себе водяной лед. Они простираются вдоль равнин на расстояния от десятка до сотни километров. Кроме того, остались также следы каналов, которые образовались в результате отступления воды. Выступы, где есть лед, по мнению ученых, сформировались в результате второго цунами, произошедшего уже в период сильного изменения климата, в то время как первое цунами случилось еще до него.

«Эти выступы замерзли на поверхности, когда вода распространилась максимально далеко, и лед не вернулся обратно в океан — что свидетельствует о том, что океан в то время уже частично замерз», — комментирует один из авторов работы. Исследователи также замечают, что выступы сохранили свои границы, а это значит, что вода была насыщенна солью. Эта информация важна в контексте возможности существования жизни, так как с одной стороны, соль помогает удерживать воду в жидком состоянии при замерзании, а с другой — очень высокая концентрация солей может быть токсична для микроорганизмов.

По мнению исследователей, цунами были вызваны падением на планету двух метеоритов. Они образовали кратеры диаметром около 30 километров и, создали волны, высота которых, предположительно, достигала 120 метров. Для сравнения, высота цунами, случившегося в Японии в 2011 году, не превышала 40 метров.

В будущем ученые предлагают провести исследования в местах, где остался осадок и минеральные отложения.

Физики научились получать электричество из слез