К образованию холмов в середине марсианских кратеров привело возникновение турбулентных атмосферных потоков. С помощью компьютерного моделирования атмосферных потоков группа американских ученых показала, при каких условиях и по каким механизмам могло происходить образование таких гор. Результаты исследования опубликованы в Physical Review E.
Больше трех с половиной миллиардов лет назад в результате бомбардировки астероидами на поверхности Марса образовалось большое количество ударных кратеров. Многие из них можно наблюдать и сейчас, при этом радиус этих кратеров варьируется от десятков до тысяч километров. В середине многих из этих кратеров можно обнаружить довольно высокие холмы. Например, в центре кратера Гейл диаметром около 154 километров находится гора Эолида высотой примерно в пять с половиной километров. При этом ее центр смещен относительно центра кратера, а с двух сторон от вершины находятся два протяженных крыла. Причиной образования таких гор геофизики называют марсианский ветер — потоки газов марсианской атмосферы, дующие вдоль поверхности.
Известно, что климат на Марсе после образования кратеров значительно изменялся. Эти изменения привели к тому, что сначала в период теплого и влажного климата такие кратеры полностью заполнились грунтовой пылью и твердыми частицами разного размера, а потом в более холодный период — полностью пустели. Поэтому при образовании гор внутри кратеров ученые рассматривают два сценария. По первому сценарию сначала кратер полностью заполняется пылью и крупными твердыми частицами, а потом из них под действием ветра формируется холм. По второму сценарию частицы снаружи от уже пустого кратера с помощью ветра переносятся ветром внутрь и из них сразу формируется холм.
Сейчас первый механизм считается более вероятным, и американские геофизики решили проверить, может ли ветер в марсианской атмосфере приводить к возникновению внутри ударных кратеров таких несимметричных холмов. Для этого они провели компьютерное моделирование методом крупных вихрей. В таком методе атмосфера моделируется как однородная текучая среда с большими числами Рейнольдса (то есть большой скоростью и маленькой вязкостью), при этом в явном виде при таком подходе моделируются только крупные вихри.
Ученые рассмотрели несколько возможных геометрий кратера на разных стадиях его эволюции — от заполненных частицами молодых кратеров, до старых абсолютно пустых кратеров возрастом несколько миллиардов лет. Оказалось, что если кратер заполнен грунтом, то столкновение атмосферных потоков со стенками кратера приводит к формированию турбулентных вихрей, которые, выдувая частички грунта из середины кратера, приводят к изменению его рельефа.
При определенных геометриях кратера после столкновения с его внешней стенкой формирующиеся нисходящие радиальные потоки приводят к формированию внутри кратера вторичного вихря, который распадается на два воздушных потока, движущихся вдоль стенок кратера. Эти два потока и являются основной причиной возникновения неоднородных углублений. При этом чем длиннее образовавшийся канал, тем больше скорость воздушного потока внутри него. Такая зависимость приводит к неоднородности ширины образующегося канала и заметной асимметрии формирующегося холма: он становится смещен относительно центра кратера.
По утверждению ученых, за миллиарды лет ветер вполне мог вынести из кратера Гейл много кубических километров камней и пыли и сформировать такую гору, как Эолида.
Ранее авторы этой работы уже изучали образование холмов и гор внутри марсианских кратеров. Тогда они проводили исследование с помощью эксперимента в аэродинамической трубе.
Александр Дубов
Ожидавшееся вулканологами событие произошло в ночь на 11 апреля 2023 года
На активном камчатском вулкане Шивелуч в ночь на 11 апреля произошел сильный взрыв. По сообщению Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, извержение сопровождалось пепловыми выбросами на высоту свыше 10 километров. По данным Единой геофизической службы РАН, максимальная высота выбросов могла достигать 20 километров. Извержению, пепловый шлейф от которого растянулся на несколько сотен километров, присвоен наивысший ― красный ― уровень авиационной опасности.