Компания Amazon запатентовала воздушные склады для доставки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Склады также могут служить гаванью для дронов, обеспечивая быструю доставку пользователю. Патент был выдан еще в мае, но только недавно на него обратила внимание специалист из исследовательской компании CB Insights. Текст документа опубликован на сайте Патентного ведомства США.
Судя по тексту патента, компания планирует оптимизировать время на доставку беспилотными аппаратами за счет создания воздушных складов, на которых будет храниться запас товаров и будут припаркованы дроны. Amazon планирует поднимать помещение склада с помощью большого дирижабля, и стационарно размещать его там, где по прогнозам будет расти спрос на те или иные товары. На складах можно будет хранить скоропортящиеся продукты или товары ежедневного спроса для быстрой доставки жителям близлежащих населенных пунктов. Составители патента предлагают разместить дирижабли на большой высоте (около 13 700 метров), чтобы не мешать полетам коммерческой авиации. Между наземными и воздушными складами, предположительно, будут курсировать челночные дирижабли поменьше. Они будут доставлять необходимые товары, сотрудников склада, а также беспилотные аппараты. Дроны, доставившие посылку, предположительно, будут возвращаться на дирижабли-челноки и в них подзаряжаться.
Amazon разрабатывает систему доставки грузов с помощью беспилотных аппаратов c 2013 года. Предполагалось, что дроны будут доставлять посылки весом до 2,3 килограммов в течение 30 минут после заказа. Летом компания построила в Великобритании первый логистический центр по доставке покупок беспилотниками, а 7 декабря впервые доставила получателю груз с помощью дрона. Покупатель из Кембриджа получил телевизионную приставку Amazon Fire TV и пакет попкорна. С момента оформления заказа до получения товара клиентом прошло 13 минут.
Организации в разных странах разрабатывают системы для доставки грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов. Так, Google планирует запустить коммерческий сервис доставки с помощью дронов в следующем году. В Швейцарии и Сингапуре в прошлом году протестировали сервис по доставке почты беспилотниками. В Китае и Индии разрабатываются аппараты для перевозки трансплантантов, а в Руанде уже начали доставлять по воздуху кровь и медикаменты в отдаленные районы. В Новой Зеландии беспилотники привозят покупателям пиццу, а в США летом этого года дрон впервые легально привез покупателю кофе и пончики из продуктового магазина.
Екатерина Русакова
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.