Как британцы пустили 180 тысяч кошачьих мумий на удобрение
В конце XIX века произошла одна из самых странных сделок по продаже египетских древностей: на двух пароходах в Британию доставили около 180 тысяч мумифицированных кошек, где их отправили на удобрение. Рассказываем, как останки питомцев и самих египтян спустя много веков пригодились практичным европейцам.
На протяжении нескольких тысяч лет древние египтяне совершенствовали искусство мумификации и добились больших успехов. До наших дней дошли тысячи забальзамированных тел царей и членов их семей, знатных вельмож и обычных жителей этой североафриканской страны. Вместе с пирамидами Гизы, Большим сфинксом и прочими артефактами мумии стали настоящими символами исчезнувшей цивилизации (подробнее о том, как египтяне мумифицировали тела покойных, читайте в материале «Бальзам для души»).
При этом египтяне не ограничивались мумификацией покойных людей, и вовсе неудивительно, что в многочисленных памятниках археологи обнаружили миллионы забальзамированных животных: собак, кошек, обезьян, крокодилов, ибисов, скарабеев и прочих представителей фауны. Своего расцвета эта практика достигла во времена Позднего царства и в греко-римский период (около 700 года до нашей эры — 395 года нашей эры), пока не сошла на нет с распространением христианства.
Древнеегипетские артефакты издавна привлекали к себе внимание совершенно разных людей, желающих обогатиться за счет расхищения гробниц или перепродажи древностей. Поэтому неудивительно, что многие находки обрели «вторую жизнь». Часть из них в конце концов попала в музеи и частные коллекции, а другая — безвозвратно исчезла.
Известно немало примеров, когда египетские мумии перерабатывали в совершенно иные продукты, пользовавшиеся спросом. Так, на протяжении нескольких столетий в Европе практиковали лечение препаратами из мумий самых разнообразных недугов: от паралича и эпилепсии до чумы и метеоризма. Другой пример — изготовление коричневой краски на основе измельченной плоти древних мумий. Этот пигмент был особенно популярен в XVIII–XX веках и в первую очередь ассоциировался с прерафаэлитамиПредставители направления английской живописи и поэзии, которое зародилось в середине XIX века.
Мумии шли и на другие цели. Например, знаменитый американский писатель Марк Твен рассказал в своей книге о путешествии по Египту следующее: «...не буду говорить о здешней железной дороге, ибо она ничем не отличается от любой другой железной дороги, — скажу лишь, что топливом для паровоза служат мумии трехтысячелетней давности, скупаемые тоннами, а то и целыми кладбищами, и что нечестивый машинист иногда с досадой кричит: „Пропади они пропадом, эти плебеи, жару от них ни на грош! Подбрось-ка еще фараонов“». Правда, своими глазами путешествовавший по Египту Твен это не видел и сообщил об этом с пометкой: «За что купил, за то и продал».
Разумеется, существовали и другие примеры того, как люди использовали египетские мумии. Причем речь не только о человеческих останках, но и о забальзамированных животных, которых на заре археологии вообще не рассматривали в качестве ценных артефактов — их выбрасывали или забирали на сувениры только для того, чтобы продемонстрировать странность древних египтян.
Одна из резонансных историй, связанных с мумифицированными животными, развернулась во Франции. В 1867 году на чердаке одной из парижских аптек нашли банку, надпись на которой гласила, что в ней находятся останки знаменитой Жанны д’Арк, которую в 1920 году католическая церковь причислила к лику святых. Однако в начале XXI века французский судебно-медицинский эксперт Филипп Шарлье получил разрешение на исследование этих реликвий. Он вместе с коллегами выяснил, что в действительности выдаваемые за мощи останки были фрагментами забальзамированной кошки, жившей в VI–III веках до нашей эры, то есть примерно за 1,5–2 тысячи лет до Орлеанской девы.
История с якобы мощами Жанны д’Арк не единственная, в которой фигурируют древнеегипетские забальзамированные кошки. В начале февраля 1890 года из Александрии в Ливерпуль пришли пароходы «Фарос» (Pharos) и «Сибз» (Thebes), которые доставили на Туманный Альбион весьма необычный груз, закупленный в Египте. Два судна привезли в Британию около 180 тысяч мумифицированных кошек общей массой около 19–20 тонн.
До сих пор нет точного ответа, где выкопали останки этих животных. По-видимому, как минимум часть из них происходила из памятника Спеос-Артемидос, который находится рядом с селением Бени-Хасан в Среднем Египте. Здесь при царице XVIII династии Хатшепсут построили храм богини-львицы Пахт, рядом с которым в XIX веке местные жители раскопали катакомбы с огромным количеством мумифицированных кошек. Об этом, в частности, писал британский исследователь Уильям Конвей, который посетил в те годы Египет. По его словам, рядовые египтяне грабили кошачий некрополь, а деревенские дети продавали лучшие находки путешественникам.
Как бы то ни было, мумифицированные животные попали в Ливерпуль (в действительности среди них были не только кошки, но и, по-видимому, небольшое количество других животных: египетских мангустов, собак, крокодилов и может быть кого-то еще), где их быстро продали с аукциона. Первая партия груза ушла по цене 3,67 фунта стерлингов за тонну, в то время как вторая заметно дороже — по 5,86 фунта стерлингов за тонну. В обоих случаях победителем аукционов стала компания Leventon & Co., занимавшаяся импортом костей и гуано из разных регионов, которые впоследствии перерабатывались на сельскохозяйственные удобрения. Такая же участь ждала и египетских кошек. Кроме того, отдельно продали некоторое количество кошачьих голов. Что примечательно, одна забальзамированная кошачья голова, судя по сообщениям британских СМИ, использовалась человеком, проводившим аукцион, в качестве молотка.
Хотя продажа мумий на удобрения звучит как что-то из ряда вон выходящее, в действительности это было не так. В течение XIX века британцы импортировали для этих нужд не только кости скота (они также использовались для рафинирования сахара), но и останки жертв крупных сражений: битвы под Лейпцигом (Битва народов), сражения при Ватерлоо и Крымской войны (подробнее — в материале «В поисках утраченных мертвых»), о чем, например, с негодованием писала шотландская путешественница и художница Констанс Гордон-Камминг.
Историк Крис Эллиот, проанализировавший мнения современников этих событий и заметки в тогдашней прессе, отмечал, что люди очень по-разному воспринимали эксплуатацию подобных удобрений. Кто-то осуждал египтян, которые торговали предками; кто-то рассуждал о том, насколько долго можно эксплуатировать этот ресурс, или придумывал названия для брендов удобрений из кошек; другие критиковали англичан. В качестве примера исследователь привел слова Юстуфа фон Либиха, немецкого химика и одного из пионеров агрохимии, который говорил, что Англия вывозит из других стран залог плодородия их земель, и сравнил эту страну с вампиром, который вцепляется в горло Европы и остального мира и сосет их кровь.
Сегодня напоминаний о необычном грузе, прибывшем в Англию из Александрии, практически не осталось. По-видимому, на удобрения не переработали лишь единичные фрагменты мумий вроде мумифицированной кошачьей головы, выставленной в Национальном музее Ливерпуля.
Как бы экстравагантно ни звучала идея сделать удобрение из мумий котов, в ней есть рациональное зерно. Кости кошек, как и кости других животных, состоят из органической и минеральной части. При этом минеральная часть включает в себя неорганические соли — смешанные карбонаты и фосфаты кальция, магния и натрия.
В пересчете на чистое вещество в костях содержится 10 массовых процентов фосфора — в виде фосфатов он переходит в почву и усваивается растениями. Примерно столько же фосфора есть в современных фосфорных удобрениях, объясняет Михаил Бойм, химик и редактор N + 1. Эту подкормку производят из руд — и перерабатывать кошачьи мумии теперь нет никакой нужды.