Проект SOFIA закончен. Других таких больше не будет
13 декабря 2022 года летающая обсерватория SOFIA поднялась в воздух последний раз, чтобы добраться своим ходом в Музей авиации и космонавтики Пима в Аризоне и остаться там уже навсегда. Так закончилась не только научная программа обсерватории, но и эра воздушной астрономии.
Воздушная астрономия возникла практически вместе с авиацией. 10 сентября 1923 года ВМС США собрали 16 бипланов для наблюдений за полным солнечным затмением с воздуха. Летчики получили тридцать фотографий — ни на одну из них затмение, правда, не попало. Тем не менее, провалившаяся экспедиция привлекла внимание прессы и широкой публики и в январе 1925 года на съемки нового солнечного затмения отправилась уже целая воздушная армада — дирижабль USS Los Angeles с семью учеными и приборами на борту и еще 25 самолетов. На этот раз Солнце в объектив фотоаппаратов попало, и хотя снимки, к разочарованию астрономов, получились смазанными, энтузиазма ученым это не убавило. Следующая охота за затмением в апреле 1930-го на самолетах Sikorsky PS-3 и Vought O2U-1 принесла, наконец, ученым хорошие снимки и подтвердила, что самолет способен оперативно доставить наблюдателя в наиболее удобную ему точку.
В конце 1950-х годов начинается эра космонавтики, а воздушная астрономия переживает второе рождение. Развитие датчиков инфракрасного излучения и первые успехи радиоастрономии воскресили интерес к наблюдениям за Вселенной в инфракрасном спектре, которые почти целый век мало кого интересовали. Большая часть инфракрасного излучения поглощается водяным паром в нижних слоях атмосферы Земли — но это перестает быть проблемой, если поднять телескоп выше слоя облаков на самолете или стратостате.
В 1957 году стартует проект Stratoscope I: телескоп на воздушном шаре поднялся на высоту 50 километров для наблюдений за фотосферой Солнца. После этого полеты астрономических приборов на стратостатах стали обычным явлением и продолжаются и по сей день.
Самолеты не остались в стороне — в 1965 году NASA устанавливает на борту бывшего пассажирского лайнера Convair 990 научную аппаратуру и отправляет его в погоню за затмением. Пока самолет оставался в лунной тени, один из астрономов на борту обратил внимание, что может отчетливо разглядеть галилеевские спутники Юпитера — и предлагает агентству назвать воздушную обсерваторию «Галилео». Наблюдения с нее уже не ограничиваются солнечными затмениями: их целью становятся комета Икэя — Сэки, Венера, Марс и метеорные потоки. На «Галилео» летал знаменитый астроном Джерард Койпер, который, наблюдая за Венерой в ближнем инфракрасном диапазоне, определил, что ее облака не состоят из водяного пара, как считалось ранее.
Аппетиты астрономов продолжают расти — теперь им нужен самолет с крупным телескопом у открывающегося окна. В 1968 году в небо взмывает двухмоторный самолет Learjet 24 с 30-сантиметровым телескопом, а ученые получают возможность вести наблюдения не только в ближнем, но и в дальнем инфракрасном диапазоне. Новые данные не заставляют себя ждать — ученые наблюдают Юпитер и Сатурн, туманности в Орионе, яркие инфракрасные источники в центре Млечного Пути и выясняют что облака на Венере состоят из серной кислоты. В период с 1968 по 1984 год в астрономических журналах было опубликовано более семидесяти статей по данным, полученным обсерваторией Learjet.
В 1974 году NASA отправляет в полет Воздушную обсерваторию Койпера (Kuiper Airborne Observatory, KAO). Это модифицированный военно-транспортный самолет Lockheed C-141A Starlifter, в отдельном открывающемся отсеке которого установлен телескоп-рефлектор Кассегрена с апертурой 91,5 сантиметров. Ученые были в полном восторге — обсерватория могла вести наблюдения в течение 7,5 часов (Learjet летал максимум 2,5 часа, а предыдущие обсерватории — и того меньше) на высоте до 14 километров, гарантированно выше облаков.
За 21 год работы KAO совершила 1417 полетов, среди которых был целый ряд прорывных для инфракрасной астрономии: открытие колец Урана, доказательство наличия атмосферы у Плутона, обнаружению водяного пара в комах комет и в атмосфере Юпитера, описание состава и структуры остатка сверхновой 1987А, наблюдения за протопланетными дисками, облаками газа и пыли в центре Млечного Пути, поиски сложных органических молекул в межзвездной среде.
В 1984 году астрономы представляют проект воздушной обсерватории следующего поколения, который получает имя SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). В 1996 году NASA и Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR) подписывают меморандум о совместном создании и эксплуатации обсерватории — на 80 процентов проект финансируется NASA, остальные расходы берет на себя немецкая сторона. Первый полет SOFIA состоялся в апреле 2007 года, а в мае 2010 года она получает первые научные данные, наблюдая за ядром галактики M82 и Юпитером.
SOFIA — это вершина стратосферных обсерваторий. На Boeing 747SP, который 10 с лишним лет перевозил людей из Нового света в Старый и обратно, установили 2,7-метровый телескоп, расположив его в открываемом хвостовом отсеке самолета. В комплекте с телескопом шел целый ряд научных приборов, а длительность наблюдений достигала 10 часов. Полеты проводились на высоте 11-14 километров, где обсерватории, помимо оптического диапазона, было доступно 85 процентов длин волн инфракрасного диапазона.
Список научных целей обсерватории был широк: от карликовых планет Солнечной системы до экзопланетных систем, областей звездообразования и далеких галактик. За годы работы SOFIA отыскала молекулы воды в реголите на видимой стороне Луны и атомы кислорода в атмосфере Марса, подтвердила существование в космосе молекулярных ионов HeH+, которые считаются первыми молекулами во Вселенной, отменила хайп вокруг биомаркера фосфина в атмосфере Венеры и увидела следы столкновения двух экзопланет в системе BD+20 307.
Кроме того, обсерватория помогла определить, что магнитные поля вблизи сверхмассивных черных дыр могут как способствовать, так и препятствовать аккреции вещества на черную дыру, что галактические ветра ускоряют отток газа из галактик, а излучение от звезд способно помогать образованию сложных органических молекул в туманностях, а не разрушать их. И это далеко не полный список всех открытий.
Однако помимо научных прорывов в жизни SOFIA были и трудности. Они начались еще при строительстве обсерватории. Проблемы с подрядчиками, создававшими элементы обсерватории, сокращение бюджета NASA и объединение ФРГ с ГДР привели к тому, что строительство телескопа заняло почти 20 лет, а стоимость выросла в несколько раз. Кроме того, с запуском аппарата IRAS в 1983 году у воздушных обсерваторий появились серьезные конкуренты в космосе, способные вести более точные наблюдения в течение более длительного времени. Так что над SOFIA, годовое содержание которой обходилось NASA в сумму, равную затратам на годовую эксплуатацию «Хаббла», быстро начали сгущаться тучи.
Гром грянул в 2019 году, когда независимая комиссия NASA пришла к выводу, что обсерватория за первые пять лет работы получила материала в среднем на 21 научную статью в год, что делало ее одним из наименее продуктивных телескопов в мире. В 2020 году администрация Дональда Трампа предложила закрыть проект, ссылаясь на его научную неэффективность, но ученым удалось отстоять право SOFIA на дальнейшие полеты.
Тем не менее, в 2021 году выходит новый десятилетний астрофизический обзор NASA, где снова говорится о непродуктивности SOFIA — и том, что дальнейшего улучшения эффективности агентство от нее уже не ожидает. Ситуацию усугублял и рост затрат NASA на другие проекты, в том числе на телескоп «Джеймс Уэбб», запуск которого единогласно признают главным научным прорывом 2022 года передовые научные журналы Science и Nature. Команда SOFIA была против закрытия проекта, однако этой весной Белый дом опубликовал бюджет NASA на следующий год, где места для SOFIA уже не нашлось.
А следом было принято решение завершить проект осенью, невзирая на то, что ряд научных программ рассчитывали продолжать свои наблюдения с борта летающей обсерватории. Последний научный полет «Софии» состоялся 28 сентября 2022 года, а 13 декабря она приземлилась уже в музее.
Новой воздушной обсерватории мы не дождемся — Пол Герц (Paul Hertz), который был директором отдела астрофизики NASA на момент принятия решения о закрытии проекта, считает, что если бы ученые знали, сколько будет стоить эксплуатация SOFIA, то они бы решили заниматься этими исследованиями каким-то другим способом. И теперь воздушная астрономия, время триумфов которой безвозвратно ушло, будет ограничиваться лишь телескопами на стратостатах. В области инфракрасной астрономии теперь властвует «Джеймс Уэбб», которому помогают наземные телескопы и космический телескоп «Хаббл».
Компания до сих пор не получила от FAA одобрение на пятый полет
Компания SpaceX провела 19 сентября 2024 года огневой тест всех шести двигателей первой ступени Starship S31. Испытание проходило на площадке космодрома Starbase в штате Техас. Фото и видео с испытания появились в аккаунте компании в социальной сети X. Планируется, что корабль Starship S31 примет участие в шестом испытательном полете сверхтяжелой ракеты Starship, дата которого пока не определена даже приблизительно.