Это говорит об очень малом содержании биомаркера в атмосфере
Инфракрасная летающая обсерватория SOFIA не обнаружила в атмосфере Венеры следов газа фосфина — биомаркера, находка которого в 2020 году вызвала волну предположений о возможности жизни на этой планете. Новые спектральные данные, полученные обсерваторией, означают, что если фосфин на Венере все таки есть, то его концентрация не превышает 0,8 части на миллиард. Статья с результатами работы принята к печати в Geophysical Research Letters, препринт доступен на сайте arXiv.org.
Условия на поверхности Венеры непригодны для известных нам форм жизни, однако в 2020 году вновь возник интерес к гипотезе о потенциальной обитаемости верхних слоев атмосферы планеты. Тогда наземные телескопы отыскали на высотах 53-61 километров от поверхности Венеры следы газа фосфина, который считается биомаркером. Это вещество может генерироваться не только за счет естественных механизмов, таких как вулканизм, но и быть результатом жизнедеятельности микроорганизмов.
Вскоре следы фосфина обнаружились и в данных спускаемого аппарата «Пионер-13», однако возник вопрос о его точном содержании в атмосфере — авторы первоначальной работы после ее критики повторно проанализировали имеющиеся данные наблюдений и получили меньшую оценку содержания фосфина, которая составила 5-10 частей на миллиард в максимуме вместо начальных 20 частей на миллиард. Кроме того, в дальнейшем версия абиогенного происхождения венерианского фосфина за счет вулканизма получила дополнительное теоретическое обоснование.
Группа астрономов во главе с Мартином Кординером (Martin Cordiner) из Центра космических полетов имени Годдарда опубликовала результаты поиска фосфина на Венере при помощи летающей инфракрасной стратосферной обсерватории SOFIA. Наблюдения велись при помощи двух каналов спектрометра GREAT в ходе трех полетов, проведенных 10, 12 и 13 ноября 2021 года. Затем полученные спектры сравнивались с модельными для оценки содержания фосфина.
В итоге ученые получили средний верхний предел содержания фосфина в 0,8 части на миллиард в диапазоне высот 75–110 километров в атмосфере Венеры, что сильно меньше, чем предыдущая оценка. Это согласуется с данными группы ученых, анализировавших данные орбитальной станции Venus Express, у которых самое строгое верхнее значение содержания фосфина относилось к высоте 69 километров и составляло 0,2 части на миллиард.
Тем не менее, вопрос происхождения фосфина на Венере остается открытым — он может возникать за счет геологических, атмосферных или биологических процессов, а его концентрация может быть непостоянной по времени. Поэтому, по мнению авторов, есть смысл продолжать наблюдения за Венерой и искать фосфин на экзопланетах, чтобы понять его природу на Венере.
Планетологи предложили возможное объяснение природы венерианского фосфина без привлечения деятельности микроорганизмов. Предполагается, что за появление этого потенциального биомаркера ответственен плюмовый вулканизм, действующий на Венере до сих пор. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.