Астрономы при помощи системы радиотелескопов ALMA впервые обнаружили в атмосфере Венеры аминокислоту глицин, входящую в состав земных белков. Однако ученые считают, что это лишь намек на существование жизни в облаках Венеры, так как существуют небиологические пути синтеза глицина. Препринт работы опубликован на arXiv.org.
Поверхность Венеры нельзя назвать благоприятным местом для жизненных форм — ее средняя температура составляет 467 градусов Цельсия из-за парникового эффекта, а атмосферное давление вблизи поверхности планеты в несколько десятков раз выше земного. Кроме того, сама атмосфера планеты чрезвычайно плотная, состоит почти целиком из CO2 (96,5 процента) и N2 (3,5 процента), богата соединениями серы и практически лишена водяного пара и кислорода. Однако в средних и верхних слоях атмосферы Венеры температура и давление газовой смеси вполне укладываются в картину среды, которая, как считают некоторые ученые, пригодна для существования микробиологической формы жизни (например, на Земле в похожих условиях обитают экстремофилы).
Вопрос о статусе Венеры как потенциально пригодной для жизни планеты был вновь поднят в сентябре этого года, когда было объявлено об открытии на высотах около 53-61 километров от поверхности Венеры газа фосфина, который считается потенциальным биомаркером. Его существование не может быть объяснено известными ученым процессами и может быть связано с неизвестными геохимическими, фотохимическими или даже биологическими путями генерации.
Группа астрономов во главе с Ариджитом Манной (Arijit Manna) из Миднапорского колледжа в Западной Бенгалии сообщила об обнаружении аминокислоты глицина (NH2CH2COOH) в атмосфере Венеры при помощи наземной системы радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array). Открытие было сделано при наблюдениях на частоте 261,87 ГГц, что соответствует вращательному переходу J=13(13,1)–12(12,0) молекулы глицина. Глицин был найден на высотах до 90 километров вблизи экватора Венеры и в средних широтах, как на дневной, так и на ночной стороне планеты, в полярных регионах его обнаружено не было. Распределение глицина в зависимости от широты примерно совпадает с распределением фосфина. Кроме того, в ходе наблюдений в атмосфере Венеры был найден пропионитрил (CH3CH2CN), который ранее был обнаружен в атмосфере крупнейшего спутника Сатурна Титана.
Ученые отмечают, что обнаружение глицина, входящего в состав белков, на второй от Солнца планете может быть намеком на существование жизни в ее облаках, но никак не веским доказательством. На Венере глицин может образовываться в результате фотохимических или геохимических процессов, не идущих на Земле. В пользу этого говорят результаты эксперимента Миллера и Юри, в ходе которого образовалась гликолевая кислота (CH2OHCOOH), которая при взаимодействии с аммиаком дает глицин. С другой стороны, глицин может быть продуктом реакции между NH3, CH2 и CO2, которые присутствуют в атмосфере Венеры. Подтвердить его наличие на Венере и дать дополнительную информацию о его происхождении должны новые автоматические аппараты, способные работать в атмосфере Венеры.
Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли свидетельства существования фосфина на Венере в данных, полученных одним из спускаемых зондов межпланетной станции «Пионер-13» в декабре 1978 года.
Александр Войтюк
Он содержит одну из наиболее активно растущих сверхмассивных черных дыр
Астрономы подтвердили идею о том, что гравитационно линзированный квазар J0025–0145 демонстрирует суперэддингтоновскую аккрецию вещества на сверхмассивную черную дыру. В этом им помог инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб». Даже если учесть влияние эффекта гравитационного линзирования на данные наблюдений, значение коэффициента Эддингтона для квазара остается одним из самых больших. Препринт работы доступен на arXiv.org.