Летающая обсерватория SOFIA совершила последний полет

Летающая стратосферная инфракрасная обсерватория SOFIA совершила финальный полет в рамках продленной научной программы. Теперь обсерваторию ждет вывод из эксплуатации и отправка в музей спустя 12 лет работы, сообщает Space.com.

SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy), созданная NASA и DLR, стала второй крупной летающей стратосферной обсерваторией NASA и начала свою работу в 2010 году. 2,7-метровый инфракрасный телескоп и семь научных приборов размещены внутри модифицированного самолета Boeing 747SP, который совершает полеты на высоте 11-13 километров, где инфракрасное излучение меньше поглощается атмосферой Земли. Благодаря обсерватории было сделано немало открытий в области физики межзвездной среды, сверхновых и экзопланетологии, в частности доказано наличие молекулярных ионов HeH+, которые были первыми молекулами во Вселенной.

Споры об эффективности работы SOFIA начались несколько лет назад, однако долгое время члены проекта убеждали NASA в целесообразности наблюдений. Однако в новом десятилетнем астрофизическом обзоре NASA было рекомендовано свернуть проект в 2023 году, на который денег уже не выделили. Тем не менее, решение свернуть проект было принято досрочно, еще в апреле этого года.

28 сентября 2022 года SOFIA совершила последний полет в рамках очередного трехлетнего периода продления расширенной научной программы. Вскоре начнется процедура выведения обсерватории из эксплуатации, после чего ее отправят в музей, где уже находится Воздушная обсерватория Койпера.

Ранее мы рассказывали о том, как SOFIA обнаружила молекулы воды в реголите на видимой стороне Луны.

Первый пилотируемый полет «Ориона» к Луне отложили на год