Археологи уточнили время исчезновения неандертальцев на юге Италии

И расселения в этом регионе сапиенсов

Археологи уточнили время, когда на Апеннинском полуострове исчезла мустьерская культура, а ей на смену пришли улуццианская и ориньякская культуры. Они пришли к выводу, что неандертальская эпоха в этом регионе закончилась около 43 тысяч лет назад, а примерно 42,2 тысячи лет назад на Апеннинский полуостров пришли носители культуры Улуццо, которыми, по мнению ученых, были сапиенсы, не пересекавшиеся или почти не пересекавшиеся здесь с неандертальцами. Спустя чуть более двух тысяч лет культура Улуццо полностью исчезла, а ей на смену пришла ориньякская культура. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Между 50 и 40 тысячами лет назад в Европе произошли важные изменения — закончилась эпоха среднего палеолита, а ей на смену пришла эпоха верхнего палеолита. Этот процесс сопровождался не только культурными изменениями, но и сменой населения — примерно к 40 тысячам лет назад окончательно исчезли неандертальцы, уступив место сапиенсам.

В этот период в Европе существовали различные археологические культуры. К эпохе среднего палеолита относится мустьерская культура, которая здесь надежно связывается с неандертальцами. В более позднее время в Европе появились индустрии начального этапа верхнего палеолита (например, в болгарской пещере Бачо-Киро), а затем и ориньякская культура, которые ассоциированы с людьми современного вида. При этом существовали и несколько так называемых переходных культур, которые в разное время археологи приписывали то неандертальцам, то сапиенсам. Например, на Апеннинском и Балканском полуострове к таковым относится культура Улуццо.

В новой работе Том Хайэм (Tom Higham) из Венского университета совместно с коллегами из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, США и Франции уточнил время, когда на Апеннинском полуострове исчезла мустьерская культура и появились улуццианская и ориньякская культуры. Для этого ученые сделали 105 новых датировок, 74 из которых они получили радиоуглеродным методом, а 31 — с помощью оптически стимулированной люминесценции. Эти датировки касались четырех археологических памятников: Гротта-дель-Кавалло, Гротта-ди-Кастельчивита, Гротта-делла-Кала и Рипаро-ль’Оскурушуто, которые находятся на юге современной Италии.

Проанализировав датировки, полученные для мустьерских слоев, ученые пришли к выводу, что мустьерская культура, а вместе с ней и неандертальцы, исчезли на Апеннинском полуострове около 43 тысяч лет назад. Улуццианскую культуру они связывают уже с людьми современного анатомического типа (так считают не все исследователи) и отмечают, что на памятниках, где присутствуют и мустьерские, и улуццианские слои, последние всегда находятся выше по стратиграфии, то есть они сформировались позже.

По оценкам исследователей, носители улуццианской культуры заселили юг Апеннинского полуострова уже в тот момент, когда неандертальцы или полностью исчезли, или их популяция доживала свой век. Математическое моделирование указало на то, что носители улуццианской культуры появились на юге современной Италии около 42,2 тысячи лет назад: 43,1–41,2 тысячи лет назад (с вероятностью 68,2 процента) или 44,6–39,8 тысячи лет (с вероятностью 95,4 процента). Причем археологи склоняются к тому, что, вероятно, эти люди добрались на юг Апеннинского полуострова с Балкан по морю — через пролив Отранто, а не по суше (хотя последний вариант тоже нельзя исключать).

Ученые рассчитали, что улуццианская культура просуществовала на Апеннинском полуострове чуть больше двух тысяч лет, когда ей на смену пришла ориньякская культура. Причем отчасти эти две культуры пересекаются по времени. По их мнению, это может говорить о том, что создателями этих технокомплексов были различные группы людей. Помочь ответить на этот вопрос, полагают авторы новой работы, мог бы анализ древней ДНК из человеческих останков из памятников улуццианской культуры.

Недавно ученые достаточно убедительно показали, что одну из «переходных» культур создали сапиенсы. Они проанализировали останки людей из немецкой пещеры Ильзенхёле, где ранее нашли артефакты индустрии линкомбьен-ранис-ежмановице. Оказалось, что они принадлежали людям современного вида, которые пришли на восток современной Германии больше 45,8 тысячи лет назад.

Коллекция неандертальских останков из долины Неандерталь пополнилась 14 находками