В итальянском музее нашли слепки утерянных неандертальских зубов

Оригиналы нашли еще в 1960 году

Палеоантропологи обнаружили в итальянском музее слепки семи зубов из памятника Гротта-Рипаро-ди-Улуццо-С. Оригинальные окаменелости исследователи раскопали еще в 1960 году, однако до сих пор неизвестно, где они находятся. Проанализировав слепки, ученые пришли к выводу, что как минимум шесть зубов принадлежали неандертальцам, в то время как еще один — возможно, человеку современного вида. Об этом сообщается в статье, опубликованной в American Journal of Biological Anthropology.

На протяжении нескольких тысяч лет люди современного анатомического вида (Homo sapiens) соседствовали в Европе с неандертальцами, пока последние не исчезли около 40 тысяч лет назад. К этому периоду относятся несколько так называемый переходных культур (индустрий), создателями которых теоретически могли быть как представители нашего вида, так и неандертальцы. К ним относятся, например, шательперонская культура, культура линкомбьен-ранис-ежмановице или улуццианская культура.

Последняя из них в основном известна по немногочисленным памятникам, расположенным в центральной и южной части Апеннинского полуострова. Один из них — это пещера Гротта-Рипаро-ди-Улуццо-С (далее — Улуццо-С), которая представляет собой стоянку, расположенную на юге Италии на побережье Ионического моря. Еще в 1960-е годы ученые раскопали здесь мощную толщу отложений, в которых выделили слои среднего палеолита (неандертальские), улуццианской культуры (переходный этап) и верхнего палеолита (кроманьонские).

В новой работе Франческа Сети (Francesca Seghi) из Болонского университета совместно с коллегами из Италии и США сообщила, что в музее, расположенном в коммуне Малье (Апулия), исследователи обнаружили семь слепков зубов, сделанных с находок из памятника Улуццо-С. Оригинальные окаменелости археологи обнаружили еще в 1960 году, однако их местонахождение до сих пор неизвестно. Причем в отчете об итогах раскопок фигурировали только шесть зубов. Ученые отметили, что они не могут определить даже приблизительный возраст этих находок, поскольку не сохранилось информации о том, в каком слое их обнаружили. Тем не менее, скорее всего, он ограничен периодом примерно между 117 и 40 тысячами лет назад.

Палеоантропологи исследовали слепки коронок зубов и отметили, что они сделаны очень качественно. Ученые определили, что оригинальные находки представляли собой молочные зубы: один резец, два клыка и четыре моляра. Теоретически все они могли принадлежать одному ребенку, однако, по словам исследователей, стадия формирования коронки резца допускает, что, возможно, это останки двух индивидов. По данным палеоантропологов, как минимум шесть зубов, по всей видимости, принадлежали неандертальцам. Однако геометрическая морфометрия и статистический анализ указали на то, что, вероятно, один из моляров относится к представителям нашего вида. Если это так, то зубы могли принадлежать как минимум трем детям.

Ранее мы рассказывали, как бельгийские палеоантропологи обнаружили слепки утерянных во время Второй мировой войны окаменелостей неандертальца Ле-Мустье-1. Оригинальные находки, раскопанные во Франции в начале XX века, хранились в Музее доисторического периода и ранней истории в Берлине, который был разрушен во время бомбардировок.

«Круглый год: детская жизнь по календарю»