Антропологи нашли слепки утерянных во время войны окаменелостей неандертальца

Бельгийские палеоантропологи обнаружили слепки костей неандертальца Ле Мустье–1, оригинальные окаменелости которого были утрачены во время Второй мировой войны. Исследователи измерили находки и выяснили, что копии сделаны достаточно точно. Кроме того, компьютерная томография и программное обеспечение позволили создать 3D-модель останков неандертальца. Результаты исследования представлены в журнале Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage.

В 1908 году швейцарский антиквар и археолог Отто Хаузер (Otto Hauser) обнаружил на памятнике эпохи среднего палеолита Ле Мустье, расположенном во французском департаменте Дордонь, погребение неандертальца. Исследователю удалось раскопать почти полный череп с нижней челюстью и фрагментарным посткраниальным скелетом, который ученые обозначают как Ле Мустье–1. Спустя два года Хаузер продал окаменелости Королевскому этнографическому музею в Берлине за 100000 золотых марок. Впоследствии находки хранились в Музее доисторического периода и ранней истории, который был разрушен во время бомбардировок в конце Второй мировой войны. Ученым удалось обнаружить лишь несколько обугленных фрагментов костей, однако череп попал в число перемещенных ценностей и был вывезен в Советский Союз, где хранился до 1958 года.

Ле Мустье–1 представляет собой останки подростка, жившего около 42–46 тысяч лет назад. Исследователи предполагают, что это был мальчик, возраст которого на момент смерти составлял около 11–12 лет, хотя в более ранних работах некоторые ученые давали индивиду до 20 лет. Наряду с некоторыми другими более поздними находками, например, в испанской пещере Эль-Сидрон и узбекском гроте Тешик-Таш, Ле Мустье–1 является редким примером обнаруженных костяков неандертальцев-подростков.

Матильда Дома (Mathilde Daumas) совместно с коллегами из Брюссельского свободного университета исследовала слепки костей неандертальца Ле Мустье—1, обнаруженные в музее собственного университета и в Королевском бельгийском институте естественных наук. Все слепки были сделаны из гипса в период между Первой и Второй мировыми войнами. Ученые с помощью компьютерной томографии и программного обеспечения построили 3D-модель костей. Кроме того, палеоантропологи провели измерения находок, сравнив их, когда это было возможно, с аналогичными измерениями, проведенными на утерянных костях или прочих слепках.

Набор находок включал второе ребро, левую ключицу, правую лопатку, правую лучевую и локтевую кости, левую бедренную кость и коленную чашечку, левую большеберцовую кость, левую и правую малоберцовую кость, а также левую первую плюсневую кость. Исследователям не удалось обнаружить статистически значимых различий в измерениях, выполненных на оригинальных окаменелостях, слепках из Музея естественной истории и рассматриваемых предметах, что позволило им сделать вывод об относительно точном воспроизведении останков неандертальца.

Ученые отметили, что существуют трудности с использованием слепков в качестве источника метрических данных, однако из-за исчезновения оригинальных окаменелостей наличие копий, хоть и не совершенных, позволяет использовать их в сравнительных исследованиях, учитывая ограниченное количество находок останков неандертальцев подросткового возраста. Созданная 3D-модель останков Ле Мустье—1 выложена палеоантропологами в открытый доступ и может быть использована в исследовательских и образовательных целях.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеохудожники братья Кеннис реконструировали внешность единственного неандертальца, обнаруженного в Нидерландах, а испанские палеоантропологи обнаружили, что дети неандертальцев и кроманьонцев использовали стебли растений вместо зубочисток.

В Подмосковье нашли печать наполеоновского офицера