Первых кроманьонцев заподозрили в охоте на хищников ради меха и материалов для украшений

Археологи исследовали фаунистический материал, обнаруженный в болгарской пещере Бачо-Киро, и выяснили, что первые кроманьонцы, оказавшиеся здесь около 45 тысяч лет назад, продолжили вслед за неандертальцами охотиться на крупных и средних травоядных животных. Однако предки современных людей стали добывать и плотоядных, по всей видимости, ради шкур и меха, а также для изготовления украшений, например, подвесок из волчьих клыков. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

Первые кроманьонцы оказались в Европе около 45 тысяч лет назад, то есть на рубеже среднего и верхнего палеолита, и в течение нескольких тысячелетий проживали по соседству с неандертальцами, вымершими, судя по последним данным, около 41–39 тысяч лет назад. Недавние исследования показали, что во время проникновения людей современного анатомического типа на Балканы климатические условия в регионе были близки к условиям современной Скандинавии или России, поэтому древние охотники-собиратели добывали животных, адаптированных к жизни и в лесах умеренной зоны, и в тундре.

Древнейшее на сегодня свидетельство присутствия сапиенсов в Европе — это стоянка в болгарской пещере Бачо-Киро, расположенная неподалеку от небольшого города Дряново. Раскопки этого памятника начались еще в 1938 году и с перерывами продолжаются по настоящее время. В эпоху среднего палеолита, то есть около 51 тысячи лет назад, пещеру занимали неандертальцы, которых около 45820–43650 лет назад сменили кроманьонцы. За годы работ археологам удалось здесь обнаружить останки нескольких гоминид, более 11 тысяч костяных орудий и украшений, а также большой фаунистический материал.

Джефф Смит (Geoff Smith) совместно с коллегами из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка исследовал 7431 фрагмент костей животных, которые обнаружили в ходе раскопок пещеры Бачо-Киро в 2015–2018 годах. Находки были сделаны в культурных слоях, относящихся к верхнему и среднему палеолиту.

Большинство обнаруженных костей принадлежали быкам или бизонам (Bos/Bison), пещерным медведям (Ursus spelaeus) и благородным оленям (Cervus elaphus). Ученым удалось также идентифицировать кости плотоядных животных — пещерного льва (Panthera leo spelaea), леопарда (Panthera pardus), серого волка (Canis lupus), обыкновенной лисицы (Vulpes vulpes) и бурого медведя (Ursus arctos). Останки травоядных животных представлены костями дикой лошади (Equus ferus), европейского осла (Equus hydruntinus), гигантского оленя (Megaloceros giganteus), альпийского горного козла (Capra ibex) и серны (Rupicapra rupicapra). Кроме того, ученые обнаружили останки представителей мегафауны — шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius) и вымершего носорога (Stephanorhinus hemitoechus).

Археологи отметили, что представленная фауна в целом характерна для морской изотопной стадии 3 всей Юго-Восточной Европы. Представленная выборка позволила им предположить, что среднегодовая температура в регионе была ниже современной на 10–15 градусов. В эпоху верхнего палеолита кроманьонцы жили здесь при континентальном климате, схожим с современными российскими условиями.

Фаунистические материалы показали, что рацион людей верхнего палеолита оставался достаточно стабильным, сравнивая его с находками, относящимися к более раннему времени. Основным объектом охоты оставались крупные и средние травоядные животные. Однако с приходом сапиенсов наблюдается увеличение костей плотоядных животных со следами от орудий труда. Некоторые такие останки принадлежали необычным видам, например, беркутам (Aquila chrysaetos). Ученые предполагают, что плотоядных добывали в первую очередь ради меха, а также в качестве сырья для изготовления костяных орудий или украшений, например, подвесок из зубов волков, лис или гиен.

Исследователи считают, что на ранних этапах верхнего палеолита древние люди использовали пещеру Бачо-Киро в качестве временной стоянки, однако позднее стали присутствовать здесь более продолжительные периоды, о чем свидетельствуют отложения древесного угля, золы, каменных орудий и костей животных. Радиоуглеродные датировки показывают, что культурные слои в Бачо-Киро, ассоциирующиеся с людьми современного анатомического типа, относятся к периоду между 46 и 43 тысячами лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях палеолита в Европе. Так, испанские антропологи выяснили, что дети неандертальцев и кроманьонцев использовали стебли растений вместо зубочисток. Кроме того, археологи узнали, что неандертальцы пережидали ледниковый период в Южной Италии.

Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал