Антропологи реконструировали верхнюю челюсть жившего 115 тысяч лет назад ребенка

Его фрагментированный скелет нашли в марокканской пещере Контребандье

Палеоантропологи сделали виртуальную реконструкцию верхней челюсти ребенка, чей фрагментированный скелет нашли в марокканской пещере Контребандье. Челюсть исследовали с помощью метода геометрической морфометрии и смоделировали, как бы выглядела эта часть лицевого отдела черепа у взрослого индивида. Ученые подтвердили, что останки принадлежали сапиентоподобному человеку, жившему около 115 тысяч лет назад, который по форме и размеру верхней челюсти похож на ранних североафриканских и левантийских людей современного анатомического вида. Результаты исследования опубликованы в Journal of Paleolithic Archaeology.

Северная Африка представляет собой один из важных регионов для изучения эволюции людей современного анатомического вида (Homo sapiens). Именно здесь находится палеолитический памятник Джебель-Ирхуд (Марокко), где археологи обнаружили череп архаичного человека, жившего около 300 тысяч лет назад, которого обычно палеоантропологи считают базальным представителем эволюционной линии сапиенсов. В этом же регионе исследователи нашли несколько окаменелостей, которые принадлежали людям эпохи среднего каменного века Африки. Среди них: останки из марокканских местонахождений Кебитат, Дар-эс-Солтан-II, Эль-Хархура и Контребандье, три из которых связаны с атерийской археологической культурой.

Пещера Контребандье представляет собой пещерную стоянку, расположенную на побережье Атлантического океана примерно в 250 метрах от современной береговой линии. В 1970-е годы исследователи обнаружили в атерийских слоях этого памятника человеческие останки, включая нижнюю челюсть взрослого человека, жившего около 111–92 тысяч лет назад, а также фрагменты черепа. Возобновившиеся в 2007 году раскопки пещеры позволили найти фрагментированный скелет ребенка, который умер около 115 тысяч лет назад.

Сара Фрейдлин (Sarah Freidline) из Университета Центральной Флориды и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка посвятила новую работу исследованию детского скелета из пещеры Контребандье, большая часть черепа которого была раздроблена. Палеоантропологи отметили, что вместе с верхней челюстью у этого ребенка сохранились многие зубы, причем как молочные, так и постоянные. Судя по их развитию, на момент смерти этому индивиду было около девяти лет (эта оценка основана на данных по современным людям).

Ученые с помощью микрокомпьютерной томографии отсканировали верхнюю челюсть этого человека, чтобы затем сделать трехмерную виртуальную реконструкцию. Затем они воспользовались методом геометрической морфометрии, чтобы описать верхнюю челюсть совокупностью координат меток и полуметок. При этом они отметили, что также воспользовались многомерным регрессионным анализом для того, чтобы спрогнозировать, какими бы были форма и размер этой части лицевого отдела черепа, если бы ребенок из пещеры Контребандье был взрослым человеком.

По словам ученых, геометрическая морфометрия указывает на отчетливое сходство изученной находки по форме и размеру с останками ранних людей современного анатомического вида из Северной Африки и Леванта. Палеоантропологи, исходя из морфологии находок, отметили, что в Северной Африке существовала региональная преемственность между популяциями от среднего до позднего каменного века. При этом они, по-видимому, обменивались генами и с группами людей современного анатомического вида, проживавшими как в других частях Африки, так и на юго-западе Азии. Схожая морфология верхних челюстей у людей среднего каменного века Северной Африки и у сапиенсов из памятника Кафзех (Израиль), по мнению ученых, как раз и может объясняться потоком генов между регионами.

Недавно на N + 1 рассказывали об одном из индивидов, найденных на упомянутом памятнике Кафзех. Тогда палеопатологи повторно исследовали нижнюю челюсть взрослого человека, жившего около 120–80 тысяч лет назад, и заметили на ней зажившее ранение.

Палеонтологи отказались считать протоцератопсов прототипом грифона