Архаичного сапиенса из пещеры Кафзех ранили в челюсть

Повреждение заметили на останках, найденных еще в 1979 году

Палеопатологи исследовали останки Кафзех-25, которые в 1979 году обнаружили в Израиле. На нижней челюсти взрослого человека, жившего около 120–80 тысяч лет назад, зафиксировали ранение, которое, возможно, стало результатом межличностного насилия. Кратко о результатах исследования сообщается в статье, опубликованной в журнале PaleoAnthropology.

Недалеко от израильского города Назарет находится археологический памятник Кафзех (Джебель-Кафзех). Он представляет собой большую пещеру, раскопки которой начались еще в 1930-е годы. В первую очередь Кафзех известен из-за находок, относящихся к эпохе среднего палеолита. Здесь в слоях возрастом от 80 до 120 тысяч лет археологи обнаружили многочисленные останки людей — одних из древнейших известных сапиенсов за пределами Африки. Причем как минимум часть из них архаичные люди намеренно похоронили — более ранних достоверных погребений до сих пор неизвестно (о том, что не так с погребениями Homo naledi, читайте в блоге «Отмена Ли?»). Находки эпохи среднего палеолита из пещеры Кафзех интересны еще и тем, что останки сапиенсов обнаружили рядом с мустьерскими артефактами, которые обычно ассоциированы с неандертальцами.

В общей сложности в Кафзехе нашли останки примерно 25 человек, как минимум 15 из которых лежали в слоях среднего палеолита. Погребение одного из них, обозначенное Кафзех-25, археологи обнаружили в 1979 году. Тогда исследователи нашли сильно раздавленный череп с нижней челюстью и частью костей остального скелета. Эти останки принадлежали взрослому человеку. Хотя определить его пол из-за плохой сохранности скелета крайне сложно, исследователи отметили, что некоторые черты сближают этого человека с другими индивидами из пещеры Кафзех, которые ранее были описаны как мужчины.

Ана Пантоха-Перес (Ana Pantoja-Perez) из Национального центра исследований эволюции человека в Бургосе совместно с коллегами из Израиля и Испании сообщила о новых результатах изучения останков Кафзех-25. На его нижней челюсти они заметили прижизненное ранение. В настоящее время оно представляет собой повреждение размером 13 × 1,5 миллиметра и глубиной 2 миллиметра на левой стороне челюсти, в результате которого пострадала не только кость, но и корень первого премоляра. Исследователи отметили, что на челюсти отсутствует костная резорбция и нет следов развившейся инфекции. Вместе со следами заживления это говорит о том, что человек выжил после того, как получил травму.

По мнению ученых, возможно, человек из пещеры Кафзех пострадал в результате межличностного насилия. Это не первая травма, обнаруженная на останках из этого памятника. Так, на лобной кости подростка Кафзех-11, прожившего примерно 12–13 лет, ранее исследователи зафиксировали следы тяжелой черепно-мозговой травмы, после которой ребенок, по-видимому, еще долго оставался в живых. Возможно, это также следствие межличностного насилия, хотя нельзя исключать, что подросток вполне мог пострадать в результате несчастного случая.

Не только ближневосточные сапиенсы страдали от насилия. Например, древнему человеку из грота Кро-Маньон больше 31 тысячи лет назад проломили череп тупым предметом, хотя первоначально исследователи предполагали, что находку повредили во время неаккуратных раскопок. Похожая история произошла и с черепом мужчины из памятника Сунгирь — отверстие долгое время считали результатом удара лопатой.

В лаосской Долине кувшинов нашли мегалитическую урну с человеческими останками