Павианы из Древнего Египта пострадали от содержания в неволе

Плохое питание и недостаток солнечного света сказались на здоровье священных животных

Палеозоологи исследовали останки павианов из древнеегипетского памятника Габбанат-эль-Курд. На костях многих особей они зафиксировали патологии, которые говорят о том, что большинство из них родились и выросли в неволе, пострадав от недостатка солнечного света и несбалансированного питания. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

На протяжении многих сотен лет древние египтяне почитали различных животных. Благодаря этому в некрополях этой страны сохранились миллионы мумифицированных кошек, собак, обезьян, птиц, жуков и прочих представителей фауны. Среди них были и павианы (Papio), которые вместе со священным ибисом (Threskiornis aethiopicus) ассоциировались с Тотом — богом мудрости, знаний и луны. Однако ни в настоящее время, ни во времена, когда существовали древние царства, павианы не обитали на территории Египта. Недавние исследования показали, что, вероятно, этих животных в основном поставляли из Восточной Африки, где находился древний торговый город Адулис и легендарный Пунт.

Большое количество павианов и других представителей семейства мартышковых археологи обнаружили в таких крупных некрополях, как Саккара (n = 180), Туна-эль-Гебель (n = 247) и Габбанат-эль-Куруд (n = 36). Исследованию останков обезьян из последнего памятника, расположенного примерно в шести километрах от древних Фив, посвятили новую работу Вим Вам Нер (Wim Van Neer) из Королевского бельгийского института естественных наук в Брюсселе и его коллеги из Бельгии, Германии и Франции.

Традиционно исследователи полагали, что мумифицированные павианы из памятника Габбанат-эль-Куруд датируются временами правления династии Птолемеев или римским периодом. Однако единственная радиоуглеродная дата, полученная по льняным пеленам одной мумии, показала, что находки, по-видимому, древнее, и относятся примерно к 800–540 годам до нашей эры. Эту датировку ученые подтвердили, отправив на радиоуглеродный анализ кости трех обезьян. Он показал, что эти особи умерли приблизительно в 794–520 годах до нашей эры. Следовательно, павианы из памятника Габбанат-эль-Куруд относятся к концу Третьего переходного периода — началу Позднего царства.

Ученые смогли определить вид как минимум 14 из 36 исследованных особей. Восемь из них оказались павианами анубисами (Papio anubis), еще шесть — гамадрилами (P. hamadryas). Они также отметили, что в выборке присутствовали животные всех возрастных групп, однако среди них все же преобладали взрослые особи. В десяти случаях исследователи установили, что останки принадлежали самкам, а в 12 (или даже в 15) — самцам.

Судя по останкам, у четырех изученных особей не было серьезных патологий. Ученые полагают, что, вероятно, эти животные родились и выросли в дикой природе. Однако большинство обезьян пострадали от метаболических заболеваний, например от рахита и остеомаляции. Исследователи связывают это с тем, что эти животные, скорее всего, родились уже в неволе, где они страдали от несбалансированного питания, а также от недостатка солнечного света, в результате чего у них развились заболевания, связанные с дефицитом минеральных веществ и витаминов. При этом только на костях одной особи они заметили свидетельства травматического повреждения. Это, вероятно, говорит о том, что павианы, мумии которых нашли на памятнике Габбанат-эль-Куруд, не подвергались слишком жестокому обращению.

Ранее на N + 1 рассказывали, как ученые исследовали кладбище домашних животных I–II веков нашей эры, которое археологи нашли в античном порте Береника. Они выяснили, что в этом погребальном комплексе хоронили животных-компаньонов, о которых хозяева заботились при жизни.

На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений