Палеогенетики прочитали геномы живших 37-36 тысяч лет назад крымчан

Их останки нашли на стоянке Буран-Кая-III

Палеогенетики секвенировали ДНК из двух фрагментов черепов, раскопанных в 2009 году на многослойной палеолитической стоянке Буран-Кая-III, которая находится в Крыму. Останки принадлежали двум людям мужского пола, жившим около 37–36 тысяч лет назад. Ученые обнаружили, что генотипы этих людей заметно отличаются от всех ранее опубликованных. Ближе всего они оказались к населению Западной Европы, жившему на несколько тысяч лет позже и оставившему после себя граветтскую культуру. Кроме того, как сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution, в геномах из стоянки Буран-Кая-III присутствует заметный вклад от сапиенсов, оказавшихся в Европе больше 40 тысяч лет назад.

Недавние находки из французского грота Мандрен показали, что, вероятно, первые сапиенсы проникли в Европу еще 54 тысячи лет назад, о чем свидетельствуют зуб и нетипичные для неандертальцев каменные орудия. Однако окончательно заселить эту часть света люди современного типа сумели позднее — около 45 тысяч лет назад, о чем говорят, например, находки из болгарской пещеры Бачо-Киро. При этом древнейшие прочитанные геномы европейских сапиенсов указывают на то, что это население практически не внесло вклада в формирование более поздних популяций, расселившихся менее 40 тысяч лет назад. Возможно, это связано с мегаизвержением Флегрейских полей, которое произошло больше 39 тысяч лет назад.

В 1990 году на юге Крыма археологи обнаружили расположенную под скальным навесом многослойную стоянку Буран-Кая-III, в которой сохранились остатки жизнедеятельности людей, начиная с эпохи среднего палеолита. Среди прочего, в слоях эпохи верхнего палеолита, которые по типологии орудий археологи относят к граветту, исследователи обнаружили более 160 человеческих зубов и костей. В новой работе Эндрю Беннетт (Andrew Bennett) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук совместно с учеными из Украины и Франции исследовал два фрагмента черепов (BuKa3A и BuKa3C), найденных на стоянке Буран-Кая-III в 2009 году, на одном из которых присутствуют следы от орудий — возможно, свидетельство ритуального каннибализма.

Радиоуглеродный анализ показал, что возраст образца BuKa3A составляет 35685–36840 лет, а образца BuKa3C — 36245–37415 лет. Палеогенетики установили, что обе кости принадлежали людям мужского пола. BuKa3C оказался представителем базальной линии митохондриальной гаплогруппы U, а BuKa3A — к рано отделившейся линии в рамках гаплогруппы N1, которая заметно отличается от последовательностей митохондриальной ДНК у других древних представителей гаплогруппы N — женщины из пещеры Златый кунь (около 45 тысяч лет назад), мужчины из Пештеры-ку-Оасе (около 40 тысяч лет) и людей из пещеры Бачо-Киро (около 45 тысяч лет назад).

По мужской линии индивид BuKa3C принадлежал к базальной ветви гаплогруппы F, которую ранее определили у мужчин из пещеры Бачо-Киро и Пештера-ку-Оасе. Однако она еще не встречалась у людей, живших позднее, чем 38 тысяч лет назад. При этом все три последовательности нельзя отнести ни к одной из известных современных линий в рамках этой гаплогруппы, распространенных на востоке Азии. Возможно, человек BuKa3A также принадлежал к этой линии, но его геном прочитан не достаточно хорошо, чтобы говорить об этом с уверенностью. Исследователи также определили количество неандертальской примеси в обоих геномах. Ее оказалось больше у индивида BuKa3A — 3,8 ± 1,4 процента, против 2,2 ± 1,0 процента у BuKa3C.

Ученые отметили, что прочитанные геномы заметно отличались друг от друга, хотя и происходили из останков, найденных на одной стоянке. Более того, они оказались весьма не похожи на все ранее опубликованные последовательности древней ДНК. Генетически ближе всего к ним оказались представителям кластера Фурноль, ассоциированного с граветтской культурой запада и юго-запада Европы, которые жили спустя несколько тысяч лет после людей из стоянки Буран-Кая-III. При этом в геномах обоих людей ученые обнаружили примесь от более древнего европейского населения, появившегося в этой части света в начале верхнего палеолита. Так, моделирование показало, что от 6 (у BuKa3C) до 16 (у BuKa3A) процентов генома людей из Буран-Кая-III могло происходить от популяции, связанной с женщиной из пещеры Златый кунь.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеогенетики с высокой точностью прочитали два генома древних людей из чешской пещеры Златый кунь и немецкой пещеры Ильзенхёле. В их геномах ученые обнаружили общие по происхождению блоки сцепления (IBD), свидетельствующие о том, что оба человека жили примерно в одно и то же время.

Генетики с высокой точностью прочитали геномы одних из древнейших европейских сапиенсов