Добровольцы помогут астрономам классифицировать переменные звезды

Они будут анализировать данные космического телескопа Gaia

Стартовал новый проект гражданской науки Gaia Vari. В его рамках любой желающий может помочь астрономам отыскать необычные типы переменных звезд и усовершенствовать систему обработки данных космического телескопа Gaia, сообщает Европейское космическое агентство.

Космический телескоп Gaia работает в космосе более 10 лет. Его задача — создать очень точную трехмерную карту распределения и движения почти двух миллиардов звезд Млечного Пути. Кроме того, Gaia наблюдает за телами Солнечной системы и далекими галактиками и квазарами.

Кшиштоф Нинартович (Krzysztof Nienartowicz) из Центра обработки данных Gaia в Женеве совместно с коллегами запустил проект Gaia Vari на базе портала гражданской науки Zooniverse. Его цель заключается в классификации переменных звезд, которых в каталоге Gaia около 10 миллионов.

Принять участие в проекте может любой желающий, для этого нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Классифицировать звезды на различные типы (например, затменные двойные или цефеиды) нужно будет, используя кривые блеска, данные о периодах переменности яркости, а также изменении цвета светил и их положении в галактике. В проект встроено практическое руководство пользователя и учебное пособие.

Результатом проекта должна стать доработка автоматического классификатора, обрабатывающего данные Gaia,. Кроме того, возможны открытия нетипичных представителей переменных звезд.

Проектов гражданской науки в области астрономии становится все больше — можно искать движущиеся валуны на ядре кометы Чурюмова — Герасименко, джеты на Солнце, вихри на Юпитере или определять степень закрутки рукавов спиральных галактик.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал туманность Конская голова крупным планом