Добровольцы поищут движущиеся валуны на ядре кометы Чурюмова — Герасименко

Европейское космическое агентство запустило проект гражданской науки Rosetta Zoo, в рамках которого любой желающий может помочь астрономам проанализировать снимки ядра кометы Чурюмова — Герасименко, сделанные станцией «Розетта». Результаты работы позволят планетологам отследить эволюцию ядра кометы по мере ее приближения к Солнцу, сообщается на сайте ESA.

«Розетта» исследовала ядро кометы 67P/Чурюмова — Герасименко с орбиты вокруг него в период с 2014 по 2016 год. За это время комета успела пройти очередной перигелий своей орбиты и начала удаляться от Солнца, что привело к изменениям как условий освещенности кометы, так и уровня ее активности. Аппарат получил огромное количество снимков поверхности ядра, на которых были заметны признаки образования впадин, смещения скал и падения валунов. Отслеживание таких процессов важно для планетологов, которые занимаются построением картины эволюции кометных ядер.

5 мая 2022 года Европейское космическое агентство объявило, что запустило проект Rosetta Zoo на базе портала гражданской науки Zooniverse. Его задача — помочь астрономам, работающими с архивом снимков камеры OSIRIS, проанализировать изображения поверхности кометы с целью поиска каких-либо изменений — от крупномасштабного переноса пыли до разрушения скал и перемещения валунов.

Принять участие в проекте может любой желающий, для этого нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Регистрироваться в проекте необязательно. Добровольцы должны изучить два снимка одного и того же региона на комете, сделанные в разное время, и отметить найденные различия между ними. При этом снимки можно увеличивать, уменьшать и вращать. На основе работы проекта будут созданы карты эволюции поверхности ядра кометы, а ученые в дальнейшем будут использовать их для установления связи между активностью ядра и изменением морфологии ее поверхности.

За два года работы вблизи кометы «Розетта» нашла на ней ксенон, иней, прекурсоры сахаров, высокомолекулярные органические вещества, необычные скалы, увидела смену окраски ядра и сияния в коме, а также впервые в истории высадила на комету зонд «Филы».

«Джеймс Уэбб» напрямую рассмотрел систему из трех протопланет у близкой молодой звезды