«Розетта» нашла иней на комете Чурюмова—Герасименко

Исследовательская группа миссии «Розетта» подтвердила, что ледяные отложения на поверхности кометы Чурюмова—Герасименко являются водным льдом. В частности, лед был обнаружен на скалах, окружающих регион Имхотеп небесного тела. Работа была опубликована в журнале Nature, кратко о ней рассказывает Европейское Космическое Агентство (ESA).

На существование водного льда на поверхности кометы указал инфракрасный спектрометр VIRTIS (Visual InfraRed Thermal Imaging Spectrometer), установленный на «Розетте». В своей работе авторы использовали спектры, собранные в первые месяцы пребывания космического аппарата у кометы. На водную природу льда указали выраженные линии поглощения, соответствующие длинам волн 1,05, 1,25, 1,5 и 2 микрометра.

Кроме того, на основе вида спектров отражения ученым удалось определить размеры частиц льда. Оказалось, что есть две фракции частиц — одни имеют размеры порядка десятков микрометров, другие превышают в диаметре два миллиметра. Это указывает на два различных механизма их образования. Авторы предполагают, что более мелкие частицы — иней, возникающий при быстрой конденсации водной влаги в процессе вращения кометы. В свою очередь, крупные частицы — результат медленной кристаллизации. Для них ученые предлагают два механизма образования.

В одном варианте наблюдается срастание между собой отдельных маленьких кристаллитов. Аналогичный процесс наблюдается, например, в растворах, содержащих небольшие кристаллы каких-либо веществ. Со временем одни кристаллы увеличиваются за счет более мелких. В другом же случае кристаллы могут образовываться из-за медленной сублимации льда из под поверхности кометы. Солнечные лучи могут нагревать внутренние области небесного тела, высвобождая воду, однако со временем она вновь конденсируется.

Подобные процессы могли привести к образованию богатых водным льдом подповерхностных слоев толщиной в несколько метров. Также они могли повлиять на пористость тела кометы и изменить физические свойства ее ядра. По словам ученых, слоистая структура кометы Чурюмова—Герасименко могла появиться в процессе эволюции небесного тела, а не в момент его возникновения.

Вода на комете Чурюмова—Герасименко была обнаружена как в коме (газо-пылевой оболочке кометы), так и в составе ядра объекта. Однако ранее не было надежных данных, указывавших на наличие водного льда на ее поверхности. Ученые предполагают, что большая часть воды содержится в самом теле кометы.

Владимир Королёв.