«Филы» нашел прекурсоры сахаров на комете Чурюмова-Герасименко

Две группы ученых сообщают о первых результатах анализа масс-спектров поверхности кометы Чурюмова—Герасименко, полученных спускаемым модулем Philae («Филы»). В частности, на комете обнаружены предшественники сахаров, необходимых для существования известных человечеству форм жизни. Исследования, посвященные работе масс-спектрометров Ptolemy и COSAC, опубликованы в специальном выпуске журнала Science.

Международная группа исследователей под руководством Фреда Госманна из института исследований Солнечной системы Макса Планка приводит данные анализа спектров инструмента COSAC (Cometary Sampling and Composition). Это устройство представляет собой газовый анализатор, исследующий состав образцов, полученных вблизи поверхности кометы. Он рассчитан на поиск легких молекул, таких как вода, углекислый газ и простейшие органические вещества.

По словам исследователей, спектр указывает на присутствие в веществе кометы 16 органических соединений (по неизвестным причинам, в этот список включена вода, угарный газ и циановодородная кислота). Важным результатом является отсутствие на поверхности ароматических соединений (например, бензола), а также соединений серы.

Среди предполагаемых соединений есть четыре вещества, которые никогда вблизи комет еще не обнаруживали — метилизоцианат, ацетамид, ацетон и пропаналь. Наличие на комете карбонильных соединений также подтверждает вторая группа исследователей из Открытого Университета, по руководством Иэна Райта.

Группа Райта проанализировала данные Ptolemy, масс-спектрометра, получившего данные о более «тяжелой» составляющей вещества кометы. По словам исследователей, в спектре есть линии, указывающие на присутствие полимеров формальдегида — полиоксометиленов — содержащих в своем составе от одной до семи мономерных групп. Как указывает Райт, формальдегид может быть важным стартовым соединением для постройки молекул сахаров, таких как рибоза. Авторы надеются, что в будущем астробиологи будут учитывать их результаты в своих исследованиях.

К сожалению, ни Ptolemy, ни COSAC не получили образцы грунта, которые планировалось добыть сверлением поверхности кометы. Предполагалось, что при анализе этих образцов можно будет найти оптически-активные соединения и определить, существует ли избыток лево- или правовращающих изомеров. Такой избыток наблюдается среди большинства биомолекул, например, в природных сахарах и аминокислотах. Это могло бы стать подтверждением гипотезы о том, что жизнь на Землю могла быть занесена кометами. Также Ptolemy не удалось определить соотношение изотопов различных элементов, чтобы сравнить его с земным.

Космический зонд Philae стал первым спускаемым аппаратом, опустившимся на поверхность кометы. 12 ноября 2014 года модуль отстыковался от Rosetta, однако при контакте с поверхностью кометы не сработали гарпуны, которые должны были его зафиксировать. В результате аппарат совершил несколько «прыжков» по поверхности, оказавшись в неблагоприятном местоположении. Зонд выполнил основную научную программу за два дня и перешел в режим сна. В июне аппарат вышел из него и впервые за семь месяцев связался с Землей.