Добровольцы поищут вихри в атмосфере Юпитера

Стартовал проект Jovian Vortex Hunter, в рамках которого любой желающий может помочь планетологам в поиске и классификации юпитерианских вихрей и облаков на снимках межпланетной станции «Юнона». Ученые ожидают, что это поможет им создать каталог различных типов вихрей и узнать больше об атмосфере газового гиганта, сообщается на сайте NASA.

Атмосфера Юпитера содержит множество разных типов облаков, которые формируются в различных условиях. Можно выделить три основных слоя облаков: верхний слой состоит из аммиака, нижележащий слой — из гидросульфида аммония, а еще глубже находятся плотные облака, содержащие водяной пар. При этом размер облаков может достигать нескольких тысяч километров, а высота может превышать 50 километров. За их образование и динамику отвечает ряд атмосферных процессов, понимание которых важно не только с точки зрения изучения Солнечной системы, но и для экзопланетологии.

Группа планетологов во главе с Раманакумаром Санкаром (Ramanakumar Sankar) из Университета Миннесоты запустила новый научный проект Jovian Vortex Hunter на базе портала Zooniverse. Его цель заключается в установлении связи между облаками и вихрями в атмосфере Юпитера. В частности, ученые хотят понять, есть ли разница в облаках, связанных с циклонами и антициклонами, какие они могут быть по структуре и цвету и что можно сказать о локальном составе атмосферы в зависимости от цвета облака.

Принять участие в проекте может любой желающий, для этого нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Участники проекта будут анализировать архив из 60 тысяч снимков атмосферы Юпитера, сделанных камерой JunoCam межпланетной станции «Юнона», которая исследует Юпитер уже 6 лет, во время сближений с гигантом. Необходимо определить, на каких изображениях есть вихри, где они находятся, какой цвет имеют. В дальнейшем результаты проекта будут использованы для обучения нейронной сети, которая поможет создать каталог различных типов вихрей, присутствующих в атмосфере Юпитера.

Работы для добровольцев в астрономии становится все больше — можно искать движущиеся валуны на ядре кометы Чурюмова — Герасименко или джеты на Солнце, определять степень закрутки рукавов спиральных галактик или помочь роверу «Кьюриосити» отличать песок от острых камней.

Сближения с астероидами не сделали астероид Апофис опасным для Земли в 2029 году