Радиотелескоп ALMA восстановился после хакерской атаки

Он не работал 48 дней

Наземная система радиотелескопов ALMA возобновила научные наблюдения, остановленные 48 дней назад из-за крупной хакерской атаки. Восстановление полноценной работы всех систем, серверов и сайта должно завершиться в ближайшие недели, сообщается на сайте обсерватории.

ALMA (Atacama Large Millimeter/Submillimeter Array) представляет собой один из главных мировых инструментов наблюдательной астрономии. Это интерферометр из 66 антенн, расположенных на плато Чанхнатор в Чили, работающий в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах волн. В список целей для наблюдений радиотелескопа попадают туманности, звезды, особенно очень молодые, протопланетные диски, экзопланеты, коричневые карлики, тела Солнечной системы, галактики и даже сверхмассивные черные дыры.

В конце октября этого года компьютеры обсерватории подверглись мощной хакерской атаке неизвестными лицами, что привело к остановке научных наблюдений. К счастью, атака не привела к реальным поломкам элементов интерферометра, однако процесс восстановления служб, сайта и серверов обсерватории занял 48 дней. Это нанесло ощутимый урон наблюдательной программе телескопа — последний раз длительный простой вызывала пандемия коронавируса. 19 декабря ALMA возобновила научные наблюдения, работы по восстановлению функциональности компьютерной сети обсерватории должны окончательно завершиться в ближайшие недели.

Ранее мы рассказывали о том, как ALMA впервые нашли изопропанол в межзвездной среде, уточнила размеры гигантской кометы из облака Оорта и проследила за движением околозвездных дисков в двойной системе.

Астрономы впервые отыскали тионилимид в межзвездной среде