Радиотелескоп ALMA прекратил наблюдения на неопределенный срок из-за хакерской атаки

Она не привела к утечке научных данных

Наземная система радиотелескопов ALMA с конца октября не ведет научные наблюдения из-за хакерской атаки на компьютеры обсерватории. Атака не привела к утере научных данных, однако нарушила работу сайта и электронной почты обсерватории, сообщается в твиттере ALMA.

ALMA (Atacama Large Millimeter/Submillimeter Array) состоит из 66 антенн, размещенных на плато Чанхнатор в Чили и работающих в режиме интерферометра в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах волн. Это один из важнейших наблюдательных инструментов в мировой радиоастрономии, который занимается исследованиями туманностей, очень молодых звезд и протопланетных дисков, экзопланет, коричневых карликов, объектов Солнечной системы, а также далеких галактик. ALMA также входит в проект глобального телескопа EHT, при помощи которого было получено первое в истории изображение тени черной дыры.

Ранним утром 29 октября 2022 года компьютеры обсерватории подверглись хакерской атаке со стороны неизвестных лиц. Это не привело к поломке антенн или утечке научных и технических данных, однако работа сайта телескопа и внутренней электронной почты была приостановлена. Кроме того, научные наблюдения были остановлены и не возобновлены до сих пор, срок возвращения телескопа к обычной работе пока не определен. Длительная остановка работы телескопа в последний раз имела место в 2020 году из-за пандемии коронавируса.

Ранее мы рассказывали о том, как ALMA впервые увидела послесвечение короткого гамма-всплеска в миллиметровом диапазоне и обнаружила околопланетный диск вокруг массивной экзопланеты в двойной системе звезд.

Астрономы создали самый крупный спектрофотометрический каталог квазаров