ALMA впервые обнаружила околопланетный диск вокруг массивной экзопланеты в двойной системе звезд

Астрономы при помощи радиотелескопа ALMA впервые отыскали околопланетный диск, окружающий гигантскую протопланету, в двойной звездной системе. Предполагается, что диск вокруг SR 12c очень компактный и содержит много газа, за счет которого идет рост экзопланеты. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

В настоящее время одной из важнейших задач экзопланетологии стал поиск очень молодых планет в газопылевых дисках вокруг звезд, которые находятся на стадии роста. Обнаруживая околопланетные диски вокруг крупных протопланет и определяя их свойства можно наложить ограничения на имеющиеся модели формирования планет-гигантов и их спутников. Однако подобные поиски являются сложной задачей даже для телескопов с большой чувствительностью и на сегодняшний день единственным примером хорошо изученной системы, содержащей протопланеты с околопланетными дисками, стала PDS 70.

Группа астрономов во главе с Я-Линь У (Ya-Lin Wu) из Национального тайваньского педагогического университета сообщила об открытии околопланетного диска вокруг гигантской протопланеты в двойной системе SR 12 AB. Наблюдения за ней вела система радиотелескопов ALMA в субмиллиметровом диапазоне длин волн в июле 2021 года.

SR 12 AB находится в области звездообразования ρ Змееносца и представляет собой двойную систему звезд типа T Тельца, разделенных расстоянием 24 астрономических единицы. В системе также есть объект планетарной массы, расположенный на расстоянии 980 астрономических единиц от двойной системы, что делает его планетой с одной из самых широких орбит и первой известной протопланетой в двойной звездной системе. Масса SR 12c оценивается в 11 масс Юпитера, радиус в 1,6 радиуса Юпитера, а эффективная температура составляет 2600 кельвин.

Данные наблюдений ALMA показывают, что SR 12c окружена пылевым диском, радиус которого, вероятно, меньше 5 астрономических единиц (если диск оптически тонкий) или находится на уровне 0,3 астрономической единицы (если диск оптически толстый). Предполагается, что скорость аккреции газа из диска на протопланету составляет 10–11 масс Солнца в году, а соотношение содержания газа к пыли в диске выше 100. В целом, масса пыли вокруг SR 12с может быть сравнима с околопланетным диском вокруг PDS 70c, но примерно в пять раз меньше, чем в диске вокруг коричневого карлика OTS 44.

Ранее мы рассказывали о том, как выглядит зарождающаяся массивная экзопланета у звезды AB Возничего и как метеорит из Сахары оказался фрагментом коры протопланеты.

Слияния звезд породили большую часть наблюдаемых голубых сверхгигантов