Археологи уточнили возраст вытаявшей в Норвегии пары лыж

Ее изготовили между 668 и 775 годами нашей эры

Археологи уточнили возраст пары лыж, вытаявших в 2014 и 2021 годах изо льда на горе Дигерварден. Радиоуглеродный анализ показал, что ее изготовили между 668 и 775 годами нашей эры, то есть во времена меровингского железного века. Об этом сообщила команда проекта Secrets of the Ice на своей странице в фейсбуке*.

Климатические изменения позволили развиваться новому направлению исследований древностей — ледниковой археологии. В рамках него ученые ищут и изучают артефакты, останки и прочие биологические материалы (например, древний навоз), которые долгое время хранились подо льдом и снегом. Настоящим толчком для развития ледниковой археологии послужила случайно обнаруженная ледяная мумия, которая больше пяти тысячелетий пролежала в Эцтальских Альпах (подробнее о ней можно прочитать в материале «Из пропасти во льду»).

Подавляющее большинство находок ученые сделали в ледяных пятнах, расположенных в Альпах и Норвегии, а также в северных районах США и Канады. Например, в Юконе обнаружили мумии волчонка (Canis lupis) и теленка карибу (Rangifer tarandus), живших больше 50 тысяч лет назад. Недавно там же нашли отлично сохранившуюся мумию шерстистого мамонтенка (Mammuthus primigenius). Археологи полагают, что ледниковая археология перспективна в Андах (ранее там обнаружили мумию Ледяной девы, о которой можно прочитать в материале «Хорошо сохранились»), Гималаях, Киргизии, Монголии и Новой Зеландии. Так, в Монголии исследователи недавно нашли останки архаров и древнее оружие.

В Норвегии основные исследования в области ледниковой археологии проводятся командой проекта Secrets of the Ice, объединившего ученых из разных университетов и организаций. Одной из самых ярких находок прошлого года, сделанных этими археологами на горе Дигерварден, стала хорошо сохранившаяся деревянная лыжа. В пяти метрах от нее еще в 2014 году ученые сделали аналогичную находку. Теперь же они полагают, что в их распоряжении оказалась целая пара, предварительный возраст которой оценивался в 1300 лет.

Исследователи решили уточнить возраст этой находки. Для этого они отобрали небольшой образец для радиоуглеродного анализа, который показал, что лыжу изготовили около 668–775 годов нашей эры. По данным археологов, это подтверждает, что две лыжи представляют собой пару. Более того, новая датировка охватывает более узкий временной интервал, относящийся к меровингскому железному веку.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках, сделанных в Норвегии во время обследования ледяных пятен. Так, археологи нашли 3100-летнюю и 1700-летнюю кожаные туфли, многочисленные «палки-пугалки», каменные охотничьи укрытия, древнюю оживленную дорогу, затерянное поселение эпохи викингов, средневековый свечной ящик, а также 4000-летний лук.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России