Неоднократная разморозка не помешала Этци сохраниться до наших дней

Археологи пересмотрели условия, в которых находилась найденная в 1991 году мумия

Археологи пересмотрели условия, в которых находилось тело Этци после его смерти. Похоже, изначально оно располагалось над расщелиной, в которой его нашли в 1991 году. Более того, на протяжении примерно полутора тысяч лет Этци неоднократно частично или полностью высвобождался изо льда. Ранее большинство ученых предполагало, что отличную сохранность мумии обеспечило то, что она больше пяти тысяч лет постоянно находилась под альпийским льдом и снегом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале The Holocene.

В 1991 году немецкие туристы случайно сделали одну из главных археологических находок XX столетия. В Эцтальских Альпах на высоте 3210 метров над уровнем моря они обнаружили мумифицированное тело человека, вмороженное в лед. По месту находки его прозвали Этци. Отлично сохранившаяся ледяная мумия принадлежала взрослому мужчине, жившему около 3360–3100 годов до нашей эры. Вместе с телом до наших дней сохранились одежда и обувь этого человека, а также вещи: медный топор, заготовка для лука, колчан со стрелами, ретушер и некоторые другие.

Изначально ученые предполагали, что Этци погиб на горном перевале в результате несчастного случая, например, упал в расщелину или замерз на высоте. Но в 2001 году на рентгеновском снимке исследователи заметили наконечник стрелы, вошедший в тело со спины. Впоследствии выяснилось, что стрела перебила подключичную артерию, а это привело к быстрой потере крови и смерти.

Ларс Пилё (Lars Pilø) из Департамента культурного наследия округа Иннландет совместно с коллегами из Австрии, Норвегии и Швейцарии решил проверить гипотезу, касающуюся сохранности мумии Этци. После ее обнаружения исследователи пришли к выводу, что своей сохранностью «ледяной человек» и его вещи обязаны постоянным нахождение подо льдом.

Изначально археологи предполагали, что Этци погиб в свободной ото льда и снега узкой расщелине. Вскоре ледник накрыл это место, после чего тело вместе с артефактами больше пяти тысячи лет находились в замороженном состоянии, причем узкая расщелина защитила их от разрушительной силы движущегося ледника. Считалось, что Этци умер в конце лета или осенью – на это указывал найденный рядом с мумией терновый плод (Prunus spinosa). Однако еще в 1998 году в кишечнике Этци нашли пыльцу хмелеграба обыкновенного (Ostrya carpinifolia), которая свидетельствовала о смерти в весеннее время. На конец весны или начало лета указывали и листья, найденные в берестяной торбочке. Кроме того, расположение находок указывало на то, что они дошли до наших дней в перемещенном состоянии.

По мнению авторов новой работы, накопленные свидетельства указывают на то, что Этци умер за пределами узкой расщелины, где нашли его тело. Ученые полагают, что весной или в начале лета мертвое тело Этци лежало на/в снегу над расщелиной, в которую оно вместе с артефактами (или их частью) угодило позже, видимо, вместе с талыми водами. Возможно, это произошло даже не в том же году. После этого мумия и предметы несколько раз оказывались в воде в результате таяния льдов и снега. По всей видимости, в результате этих перемещений многие предметы оказались сломаны.

Ученые отметили, что объем альпийских ледников достигал минимума во времена голоценового оптимума (примерно девять–пять тысяч лет назад), а максимума – во времена малого ледникового периода (около 1250–1870 годов нашей эры). Заметное расширение ледников произошло гораздо позже смерти Этци – примерно 3000–2600 лет назад. По данным исследователей, в течение примерно полутора тысяч лет его тело и артефакты неоднократно освобождались ото льда. Раньше считалось, что это не позволило бы органическим материалам сохраниться до наших дней так хорошо. Но накопленный опыт в области ледниковой археологии показал, что холодная среда высокогорья препятствовала быстрому разложению. Однако сколько раз происходили обнажения тела (или части тела) Этци, а также как долго они продолжались, установить трудно.

Подробно узнать о том, что ученым удалось выяснить об Этци за три десятилетия исследований, можно в нашем материале «Из пропасти во льду».

В Китае нашли древнего мужчину с залеченным двойным переломом бедра