Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника охотничьи укрытия

Археологи сообщили о результатах обследования горного перевала Сандгровскардет, расположенного в Норвегии. Помимо недавних находок древних стрел и «палок-пугалок», они обнаружили 40 каменных охотничьих укрытий полукруглой формы. Кроме того, они нашли две горные тропы, путь по которым был отмечен каменными указателями. Об этом рассказали исследователи из проекта Secrets of the Ice на своей странице в фейсбуке*.

Глобальное изменение климата позволило развиваться новому научному направлению — ледниковой археологии, в рамках которой ученые исследуют хранившиеся длительное время во льдах находки. Настоящим толчком к развитию этого направления послужило обнаружение в 1991 году в Эцтальских Альпах ледяной мумии, которая пролежала в горах более пяти тысяч лет, о чем можно подробно узнать в нашем материале «Из пропасти во льду». Такие исследования проводятся в разных регионах, например, в Канаде нашли мумии волчонка и карибу, а в Монголии обнаружили останки архаров и древнее оружие.

Другим перспективным регионом, с точки зрения ледниковой археологии, выступают Скандинавские горы, где сосредоточены крупнейшие ледники материковой Европы. Систематические исследования этой территории начались после 2011 года, когда в районе горного перевала Лендбрен ученые обнаружили вмерзшую в лед шерстяную тунику III–IV веков нашей эры. С тех пор археологам удалось собрать в этом регионе сотни артефактов, древнейшим из которых около шести тысяч лет. Кроме того, за последние годы они открыли несколько примечательных объектов, например, древнюю оживленную дорогу и затерянное поселение эпохи викингов.

Команда исследователей из проекта ледниковой археологии Secrets of the Ice в течение семи дней проводила исследование горного перевала Сандгровскардет, расположенного в норвежском регионе (фюльке) Иннландет. Сначала археологи сообщили, что они обнаружили пять вытаявших из-подо льда древних стрел, кости и рога северных оленей, а также 32 целые и фрагментированные «палки-пугалки». Однако эти находки оказались не единственными.

Ученые нашли и зафиксировали на карте 40 охотничьих укрытий, которые находились как на месте ледника на высоте около 1800–1900 метров над уровнем моря, так и ниже. Они представляют собой полукруглые каменные конструкции, которые позволяли охотникам подпустить к себе северных оленей на расстояние выстрела из лука, то есть на 10–20 метров, и остаться незамеченными.

Археологи отметили, что перевал Сандгровскардет оказался одним из четырех местонахождений в Иннландете, где были найдены и свидетельства охоты на оленей, и проходила древняя горная дорога. Так, на этом перевале они нашли сразу две тропы с древними каменными указателями. Одна из них проходила через ледник и, по мнению ученых, использовалась весной и в начале лета. Другая же пролегала мимо него. Однако установить, когда появились эти тропы по каменным указателям, оказалось невозможным.

В прошлом году стало известно о нескольких других ярких находках, сделанных участниками проекта Secrets of the Ice. Так, они достали из растаявшего ледника лыжу эпохи викингов. В пяти метрах от нее ученые в 2014 году уже сделали аналогичную находку. Кроме того, археологи обнаружили средневековый ящик на месте растаявшего ледника.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России