Норвежские археологи исследовали территорию горного перевала Сандгровскардет, высвободившуюся из-под ледника. Они обнаружили пять древних стрел, причем три из них были с железными наконечниками. Эти артефакты, по мнению археологов, относятся к 800 году до нашей эры — 600 году нашей эры. Среди других находок выделяются «палки-пугалки», которые использовались при охоте на северных оленей. Об этом сообщают исследователи из проекта Secrets of the Ice на своей странице в фейсбуке*.
Глобальное изменение климата позволило развиваться новому научному направлению — ледниковой археологии, в рамках которой ученые исследуют хранившиеся длительное время во льдах находки. Толчком к развитию этого направления послужило обнаружение в 1991 году в Эцтальских Альпах ледяной мумии, пролежавшей там более пяти тысяч лет, о чем можно прочитать в нашем материале «Из пропасти во льду». Подобные исследования проводятся в разных регионах, например, в Монголии, где растаявший ледник позволил археологам обнаружить останки архаров и древнее оружие.
Другим важным регионом для ледниковой археологии выступают Скандинавские горы, где сосредоточены крупнейшие ледники в материковой Европе. В 2011 году исследования начались в районе горного перевала Лендбрен, где ученые обнаружили вмерзшую в лед шерстяную тунику III–IV века нашей эры. С тех пор археологи, пристально изучающие этот район, нашли сотни артефактов, древнейшим из которых около шести тысяч лет. Так, только за последние годы стало известно об обнаружении средневекового свечного ящика, оживленной дороги и затерянного поселения эпохи викингов.
Команда исследователей из проекта ледниковой археологии Secret of the Ice в течение семи дней проводила исследование горного перевала Сандгровскардет, расположенного в норвежском регионе (фюльке) Иннландет. Он находится всего в четырех километрах от другого перевала — Лендбрен, известного своими многочисленными археологическими находками. Исследователи отметили, что местные жители пользовались древней дорогой через Сандгровскардет вплоть до XIX века.
Археологи обнаружили пять стрел. Две из них оказались деревянными и очень длинными — до одного метра. По мнению исследователей, они относятся примерно к 800 году до нашей эры. У трех стрел сохранились железные наконечники. Среди находок оказался длинный и плоский черешковый наконечник, известный по скандинавским погребениям железного века (300–600 годы нашей эры). Кроме того, ученые выделили плоский двухлопастной черешковый наконечник треугольной формы, единственная аналогия которому в этом регионе была обнаружена в погребении, относящемся к 550–600 годам нашей эры.
Археологи также обнаружили 32 целые и фрагментированные «палки-пугалки». Такие палки длиной около одного метра использовали древние охотники на северных оленей. К их верхушке привязывали легкий подвижный материал, чтобы получилось что-то похожее на флажок. Эти палки втыкали на некотором расстоянии, создавая своеобразный коридор, чтобы контролировать движение животных. Дело в том, что северные олени достаточно пугливы и избегают силуэтов, похожих на людей, или движущихся объектов. Охотники же таким способом добиваются того, чтобы животные подошли к ним на расстояние выстрела из лука.
Среди прочих находок археологи отметили кости и рога северных оленей. Они собрали эти фаунистические материалы, полагая, что их можно будет использовать для исследования ДНК. Кроме того, возраст этих костей можно будет сравнить с возрастом других артефактов.
Осенью прошлого года стало известно о другой яркой находке, сделанной участниками проекта Secrets of the Ice. Они достали из растаявшего ледника лыжу эпохи викингов. В пяти метрах от нее ученые в 2014 году уже сделали аналогичную находку.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Михаил Подрезов
На это указал анализ древних и современных геномов
Палеогенетики исследовали ДНК древних и современных азиатских муфлонов и домашних овец. Они пришли к выводу, что, скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии, то есть за пределами Плодородного Полумесяца. Однако ученые не стали полностью исключать того, что существовали и независимые центры одомашнивания в Загросе или Северной Месопотамии. Статья опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.