Золотодобытчики обнаружили в Клондайке мумию мамонтенка

Золотодобытчики во время работ в Клондайке обнаружили отлично сохранившуюся мумию шерстистого мамонтенка. Похоже, это самка, обитавшая в Северной Америке больше 30 тысяч лет назад, ей дали имя Нун Чо Га, что в переводе означает «большой детеныш». Об этом сообщается в пресс-релизе правительства канадской территории Юкон.

Шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius) сформировались как вид около 800–750 тысяч лет назад на территории Сибири, откуда расселились по Евразии и Северной Америке. В наиболее холодные периоды ареал представителей этого вида достигал Центральной Европы, а также территорий современного Китая и юга США (узнать об образе жизни этих животных можно в блоге «О мамонтовой фауне»). Большинство популяций шерстистых мамонтов исчезло в позднем плейстоцене и раннем голоцене. Например, на северном побережье Чукотки этот вид просуществовал до примерно 9,5 тысячи лет назад. Однако в некоторых районах вымирание произошло гораздо позже. Например, на острове Врангеля, судя по радиоуглеродным датировкам, мамонты исчезли около 3700 лет назад, а на Таймыре — около 3900 лет назад.

Хотя кости и бивни мамонтов встречаются в Северной Евразии и Северной Америке достаточно часто, мумифицированные останки животных — редкие находки, поскольку на протяжении многих тысячелетии они должны были находиться в достаточно стабильных и холодных условиях. Так, хорошо сохранившиеся мумии мамонтят известны из Сибири, например, останки 40-тысячелетнего Юки, обнаруженные в 2010 году на побережье моря Лаптевых. У него сохранились не только мягкие ткани и шерсть, но даже биологическая активность в клетках. Канадская многолетняя мерзлота также известна тем, что хранит большое количество древностей. Например, несколько лет назад там нашли мумию волчонка (Canis lupis) и теленка оленя карибу (Rangifer tarandus), живших больше 50 тысяч лет назад.

Горняки во время работ на золотых приисках Клондайка (канадская территория Юкон) обнаружили отлично сохранившуюся мумию мамонтенка. Находка была сделана 21 июня 2022 года во время раскопок многолетней мерзлоты. Имя животному дали старейшины индейской общины Тшондэк-Хвэчин, говорящей на языке хэн, поскольку детеныша шерстистого мамонта нашли на их землях. Мамонтенка назвали Нун Чо Га (Nun cho ga), что в переводе означает «большой детеныш».

Сообщается, что в Юконе известно большое количество находок окаменелых останков животных ледникового периода. Однако мумифицированные останки с сохранившейся кожей и шерстью встречаются крайне редко. Нынешняя находка — самая целая мумия мамонта, обнаруженная в Северной Америке.

Первое обследование животного позволило предположить, что это самка. Она примерно такого же размера, что и известная 42-тысячелетняя мумия мамонтенка Любы, найденная на Ямале в 2007 году. Геологи полагают, что возраст Нун Чо Га более 30 тысяч лет.

В первоначальную версию заметки внесены изменения. В недавней научной публикации возраст мамонтенка Юки вновь был пересмотрен

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях, посвященных североамериканским мамонтам. Так, ученые из Канады и США прочитали древнюю ДНК из отложений, взятых в Клондайке, и выяснили, что дикие лошади и шерстистые мамонты, возможно, вымерли в регионе меньше шесть тысяч лет назад. А анализ стабильных изотопов в бивне мамонта, обитавшего на Аляске, показал, что в течение жизни он совершал регулярные дальние миграции.

Палеонтологи обнаружили переходную форму между комарами и мухами