Канадские мамонты пережили ледниковый период

Ученые из Канады и США прочитали древнюю ДНК из отложений, образцы которых взяли в Клондайке, и обнаружили, что дикие лошади и шерстистые мамонты, возможно, вымерли в регионе меньше шести тысяч лет назад. Они подчеркнули, что достоверно эти животные присутствовали в регионе по меньшей мере до 9700–9200 лет назад. Кроме того, ученые уточнили, как менялась древняя флора в регионе на рубеже плейстоцена и голоцена. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

В эпоху позднего плейстоцена и раннего голоцена в Северной Евразии и Берингии выделяется два этапа вымирания мегафауны, к которой относятся животные с массой тела более 44 килограмм. Первый произошел до и во время максимума последнего оледенения (около 26,5–19 тысяч лет назад), когда исчезли, в частности, прямобивневый лесной слон (Paleoloxodon antiquus), европейский бегемот (Hippopotamus antiquus), европейский водяной буйвол (Bubalus murrensis), саблезубые кошки гомотерии (Homotherium) и неандертальцы (Homo neanderthalensis). Вторая волна произошла в период между 15 и 10 тысячами лет назад, когда в большинстве регионов исчезли дикие лошади (Equidae), шерстистые носороги (Coelodonta antiquitatis) и мамонты (Mammuthus primigenius), а также пещерные львы (Panthera spelaea).

Среди ученых нет единого мнения о причинах вымирания мамонтов (подробнее о которой можно прочитать в нашем блоге «О мамонтовой фауне»). Ряд исследователей видят в этом последствие широкого расселения людей современного анатомического типа (H. sapiens). Кроме того, потепление, начавшееся на рубеже плейстоцена и голоцена, серьезно изменило окружающую среду, в частности, значительно сократились пригодные для проживания этих животных территории — мамонтовые степи. Так, последние мамонты жили небольшими популяциями в маленьких рефугиумах и вымерли на острове Врангеля около 3700 лет назад, а на Таймыре — около 3900 лет назад.

Тайлер Мерчи (Tyler Murchie) из Макмастерского университета совместно с учеными из Канады и США исследовал образцы отложений, взятых на четырех участках в Клондайке (неосвоенный район в зоне вечной мерзлоты в западной и центральной части Юкона). Палеогенетикам удалось прочитать древнюю ДНК, относящуюся к 30000–4000 лет назад.

В ходе исследования ученые обнаружили больше всего ДНК степных зубров (Bison priscus), шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius), диких лошадей (Equus sp.) и белых куропаток (Lagopus lagopus). Меньше оказались представлены карибу (Rangifer tarandus) и овцы (Ovis sp.). Кроме того, в выборку попало небольшое количество ДНК серых волков (Canis lupus), куниц (Martes sp.) и грызунов — сусликов (Urocitellus sp.), желтощеких полевок (Microtus xanthognathus) и гренландских леммингов (Dicrostonyx groenlandicus).

Ученые заметили, что около 20 тысяч лет назад количество ДНК мамонтов в отложениях начало снижаться. По мнению исследователей, большая часть мегафауны исчезла в Клондайке около 13–10 тысяч лет назад. Однако самой поздней ДНК лошадей и мамонтов оказалось всего около шести тысяч лет. Хотя ученые подчеркнули, что эта датировка достаточно ненадежна, но лошади и мамонты присутствовали в Клондайке как минимум до 9700–9200 лет назад.

Исследование ДНК растений, обнаруженных в отложениях, показало, что между 13500 и 10000 лет назад произошла смена флоры региона. На смену плейстоценовым травам, которые были типичны для мамонтовой степи, пришли древесные таксоны — ива (Salix), тополь (Populus), береза (Betula) и ель (Picea), а также хвощи (Equisetum), папоротники (Gymnocarpium) и торфяные мхи (Sphagnum). После сокращения мегафауны в Клондайке увеличилась популяция грызунов, что привлекло туда охотников на мелких животных, например, куниц.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях мегафауны. Так, ученые выяснили, что мамонтов, шерстистых носорогов и других крупных животных погубил рост влажности. А исследование бивня, возрастом около 17000 лет показало, что мамонт с Аляски совершал регулярные миграции на большие расстояния.

Новые древние: отмененный улугбекзавр, ныряющий натовенатор, малыш патагопельта