На острове Котельный нашли бивни мамонта с отметинами древних людей

Палеонтологи нашли на острове Котельном в Северном Ледовитом океане скелет мамонта. На его бивнях обнаружились отметины, вероятно оставленные древними людьми, сообщается в пресс-релизе Академии наук Якутии.

Котельный является крупнейшим среди островов Новосибирского архипелага, омываемого морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. В плейстоцене архипелаг был частью суши и климат здесь был более мягкий, чем сейчас. Здесь водились носороги, шерстистые мамонты и лошади, останки которых периодически оттаивают и их обнаруживают местные жители или исследователи.

Новой находкой стал скелет мамонта, сохранившийся примерно на 40 процентов. Его обнаружили палеонтологи из Академии наук Республики Саха и местные жители, которые знали о его существовании еще 10 лет назад.

«Вместе с местным жителем мы перекопали участок площадью 20 квадратных метров. Нам удалось извлечь скелет мамонта, состоящий примерно из 40 процента костей. Примечательно, что на фрагментах бивней были обнаружены следы обработки, предположительно, древним человеком», — объясняет руководитель экспедиции Иннокентий Павлов, сотрудник отдела мамонтовой фауны Академии наук. «Современный человек не стал бы обрабатывать бивень в тундре, а привез бы в охотничью избушку, зимовье. А в древности у людей не было транспорта, на котором можно было бы перевозить такие тяжелые вещи. Поэтому люди, возможно, обрабатывали тушу на том же месте. Изготовленные орудия они забирали с собой, а остатки оставляли там же. Именно их мы и обнаружили».

Ученые привезли в Якутск щепу бивня весом в 23,6 килограммов для дальнейшего исследования. Археологи изучат отметки на бивне, а радиоуглеродную датировку проведут в одной из зарубежных лабораторий.

В прошлом году в приливной зоне в северной части Котельного ученые обнаружили останки карликового мамонта. Другой находкой якутских палеонтологов стал скелет шерстистого мамонта с «мамонтового кладбища» на реке Яна.

Родственники приматов заселили арктический остров в раннем эоцене