Вакцина спасла крыс от передозировки опиатами

Она оказалась эффективной, но слишком специфичной

Американские ученые протестировали на крысах конъюгированную вакцину, защищающую от передозировки опиоидным наркотиком фентанилом. У вакцинированных животных, которым вводили токсические дозы вещества, его концентрация в мозге была в десять раз ниже, чем у невакцинированных. Однако средство оказалось узконаправленным: оно защитило животных только от двух видов опиатов — фентанила и суфентанила. Исследование опубликовано в журнале Pharmaceuticals.

Зависимость от опиатов — морфина, героина, кодеина и их производных — по-прежнему остается серьезной проблемой для всего мира. Причем в одних странах доминирует прием кустарных и нелегальных опиатов, а в других — прием медицинских препаратов (например, опиоидный кризис в США)

Существуют разные стратегии для снижения вреда здоровью людей и обществу от опиатов. Использование антагонистов опиоидных рецепторов препятствует получению удовольствия от приема наркотиков, не давая сформироваться зависимости и снижая риск передозировки. Но пациенты довольно тяжело переносят эти лекарства.

Для тех же, кого невозможно заставить воздержаться от опиатов, существует заместительная терапия препаратами длительного действия. Но такое лечение не полностью защищает от передозировки и законодательно запрещено в ряде стран (в том числе в России). Экзотические средства по снятию абстинентного синдрома (об одном из таких мы рассказывали) пока не получили широкого распространения. В любом случае, эффективное лечение зависимости должно быть длительным и непрерывным.

Еще во второй половины прошлого века ученые пытались создавать вакцины против веществ, вызывающих зависимости. В этом списке опиаты, никотин, метамфетамин и кокаин. Антитела, которые должны возникнуть у вакцинированного человека, должны перехватывать наркотик в крови, не давая ему проникнуть в мозг. Соответственно, прием наркотика не вызовет ощущение эйфорию.

Но из-за малого размера молекул иммунная система плохо распознает опиаты. Как следствие, даже результаты экспериментов на животных получались довольно скромными: либо использованные формулы были непригодны для применения у человека, либо не работали даже у экспериментальных животных. В результате, вакцины предыдущих поколений оказывались неэффективны.

Фармакологи и наркологи из Университетов Хьюстона и Нового Орлеана при участии Колина Хэйла (Colin N. Haile) попытались создать вакцину против фентанила — мощного опиоидного анальгетика, получившего распространение в ряде стран в качестве наркотика.

В их конъюгированной вакцине наркотик был соединен с иммуногенным белком, производным дифтерийного токсина. Для усиления иммунного ответа они добавили к смеси белковый адъювант на основе энтеротоксина (о важности адъювантов при разработке вакцин мы рассказывали в новости о вакцине от ВИЧ-инфекции). Для проверки действия на животных были взяты по 16 самцов и самок (самки крыс в несколько раз менее чувствительны к опиатам).

Вакцина защитила привитых крыс от поведенческих и физиологических эффектов фентанила

Вакцина защитила привитых крыс от поведенческих и физиологических эффектов фентанила

Трехкратная вакцинация защитила животных от действия наркотика: после введения фентанила (в дозе порядка 10 процентов от полулетальной) у вакцинированных животных была такая же болевая чувствительность и эффективность выполнения когнитивных задач, как если бы им не давали наркотик. Вакцинация предотвращала брадикардию и снижение уровня кислорода в крови — эти физиологические изменения возникают при передозировке опиатами. Концентрация фентанила в мозгу у вакцинированных животных была в десять раз ниже, чем у невакцинирванных.

Проверка перекрестной реактивности антител показала, что вакцинация против фентанила помогает и против его производного, суфентанила. Но она оказалась неэффективной против соединений с другой химической структурой — морфина, метадона, бупренорфина и оксикодона.

Вакцина помешала токсическому действую фентанила, но не морфина

Вакцина помешала токсическому действую фентанила, но не морфина

Пока неясно, насколько стойким получается такой иммунитет — ученые отслеживали действие вакцины лишь в течение 10 недель от первой иммунизации. Использование высокоиммуногенных конъюгатов позволило получить высокий уровень антител к наркотику и реанимировать идею вакцины против опиатов. Если метод дойдет до применения на людях, то такое лечение должно сочетать плюсы от антагонистов опиоидных рецепторов и хорошую переносимость. Правда, широкий спектр химических структур опиатов не позволит создать единую моновакцину против всех опиатов. Но это не должно стать серьезной проблемой, ведь комбинированные конъюгированные вакцины могут включать десятки гаптенов.

Идея использования иммунитета для борьбы с заболеваниями, считающимися неинфекционными, не нова. В последние годы ученые успели разработать и испытать (с разной степенью успешности) вакцины от рассеянного склероза и гинекологических опухолей.

Мазки со смартфонов рассказали о клубном употреблении психоактивных веществ