Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Недавно канадское правительство легализовало назначение героина людям с опиоидной зависимостью, которым не помогли все остальные виды терапии. До этого подобных программ в Северной Америке не существовало.
Смысл назначения героина людям с зависимостью от него заключается в том, что они получают не «уличный наркотик» с неизвестным содержанием действующего вещества, токсичных или биологически опасных примесей, а чистый заводской препарат с известной концентрацией диацетилморфина. Это резко снижает риск передозировки, отравлений и инфекционных осложнений. Попутно пациента консультирует врач, чтобы попытаться постепенно снизить дозу препарата и в перспективе отказаться от него. Кроме того, отсутствие нужды в поиске и приобретении нелегального вещества ослабляет связи зависимого с наркотической субкультурой и способствует его соцализации — ряд наркозависимых, участвующих в подобных программах, смогли возобновить трудовую деятельность или учебу, что до этого было невозможным. И, как показал швейцарский опыт, перевод героиновой проблемы из криминальной сферы в медицинскую снижает привлекательность этого вещества для молодежи.
Формальным поводом для канадской легализации стали проведенные в стране клинические испытания NAOMI, подтвердившие эффективность героиновой заместительной терапии (кстати, недавно там же успешно испытали терапию другим инъекционным опиоидом — гидроморфоном, который, в отличие от героина, применяется как обезболивающее). Свою роль явно сыграл и положительный опыт четырех европейских стран (Швейцарии, Нидерландов, Германии и Дании), которые ввели заместительную терапию героином ранее.
Отныне любой канадский врач может подать в департамент здравоохранения страны заявку о включении в программу специального доступа к героину для применения препарата у своих пациентов. Каждый подобный случай будет рассматриваться отдельно. По прогнозам властей, героиновую заместительную терапию будет получать лишь мизерная часть зависимых от опиоидов. Как правило, такими пациентами становятся люди с многолетней историей зависимости, которым не помогли другие виды помощи, такие как детоксикация с реабилитацией (полное устранение зависимости с применением различных медикаментов, поведенческой терапии, социальной и психологической поддержки) или заместительная терапия опиоидами для приема внутрь (как правило, метадоном или бупренорфином).
Принятый закон стал очередным шагом правительства Джастина Трюдо по смягчению жесткого антинаркотического законодательства, оставшегося в наследство от предыдущего консервативного кабинета министров. Так, нынешние власти в апреле 2016 года обнародовали планы по полной легализации марихуаны, которая должна произойти в следующем году. Кроме того, они продлили лицензию организации Insite, которую на протяжении длительного времени пыталось закрыть предыдущее правительство. Эта организация предоставляет в Ванкувере помещение, где опиоидные наркоманы могут вводить себе нелегально приобретенный героин в чистом безопасном помещении с использованием одноразовых шприцев и под присмотром медицинского персонала.
Решение канадского правительства принято во время эпидемического роста числа зависимых от «уличных» или аптечных опиоидов и частоты смертных случаев от передозировки в Канаде и США. По оценкам, около 2,1 миллиона жителей США имеют зависимость от рецептурных опиоидов и еще 467 тысяч — от героина. Число случаев гибели от передозировки опиоидов с 1999 года выросло в стране вчетверо до 28 647 в 2014 году, а героина — с примерно 3000 в 2010 году до 10,5 тысячи в 2014 году. Свой вклад в рост смертности вносят и более сильные опиоиды, такие как фентанил и его производные, массово поступающие на североамериканский черный рынок в последние годы.
Эти изменения в канадских законах могут по меньшей мере заставить задуматься законодателей США. «Канада предпринимает шаги в сторону отношения к наркотикам, основанного на науке и доказательных практиках», — заявила исполнительные директор нью-йоркской некоммерческой организации по помощи наркозависимым VOCAL-NY Алисса Агилера (Alyssa Aguilera), и с ней сложно не согласиться.
Заместительная терапия опиоидной зависимости официально одобрена Всемирной организацией здравоохранения и применяется во многих странах мира (чаще всего речь идет об использовании метадона и бупренорфина). В России любые ее формы строго запрещены.