Население Южной Америки разделилось на две группы не менее десяти тысяч лет назад

Похоже, это произошло в андском регионе

Палеогенетики секвенировали древнюю ДНК двух людей, останки которых нашли в Бразилии. Объединив полученные данные с ранее опубликованными геномами, они пришли к выводу, что как минимум десять тысяч лет назад древнейшее население Южной Америки разделилось на две популяции. Вероятно, это событие произошло в андском регионе. После чего одна часть дала начало населению Южного конуса, а другая — популяциям атлантического побережья. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Время и маршруты заселения Америки — тема весьма дискуссионная. На протяжении долгого времени древнейшим населением этого континента считались представители археологической культуры Кловис, существовавшей около 13,5–10,8 тысячи лет назад. Но последующие открытия показали, что люди оказались в Америке раньше. С уверенностью можно говорить о том, что первые американцы расселялись к югу от ледниковых щитов уже 16–15 тысяч лет назад. При этом регулярно появляются гораздо более древние свидетельства человеческой активности на этом континенте. Например, в минувшем году в США нашли отпечатки человеческих ног возрастом около 21–23 тысяч лет, а в этом — обнаружили кости мамонтов со следами разделки возрастом около 37 тысяч лет. В то же время подобные находки нередко оспариваются, как это произошло, например, с древнейшей стоянкой в Мексике. Кроме того, аналогичных по возрасту человеческих останков в Америке пока не нашли.

Генетические исследования показывают, что современное индейское население обеих Америк — потомки древних берингийцев, мигрировавших из Северо-Восточной Азии. Примерно 15 тысяч лет назад эта популяция разделилась на две, одна из которых быстро заселила Северную Америку, а другая — Южную. В геномах древнего населения Америки нашли примесь и от вымерших популяций людей, причем не только от неандертальцев, но и от денисовцев (например, у девочки, жившей на Аляске около 11,5 тысячи лет назад). Кроме того, у современных индейских племен ученые обнаружили предковую компоненту, схожую с той, что присутствует у населения Австралазии. Ее происхождение пока требует объяснений.

Джон Линдо (John Lindo) из Университета Эмори совместно с коллегами из Бразилии и США исследовал останки двух человек (Brazil-2 и Brazil-12), найденные в штате Пернамбуку. Анализ показал, что индивид-2 умер 981 ± 23 радиоуглеродных года назад. Время, когда жил другой человек, точно установить не удалось, но ученые отметили, что полученные датировки указывают на период между 888 ± 25 и 4851 ± 30 радиоуглеродных лет назад. Из обоих образцов им также удалось секвенировать древнюю ДНК. Индивид Brazil-2 оказался мужчиной, который был носителем митохондриальной гаплогруппы C1b и Y-хромосомной гаплогруппы Q1b1a1a1. У человека Brazil-12 они определили митохондриальную гаплогруппу D1a2.

Затем ученые привлекли данные по немногочисленным раннее опубликованным древним геномам из Америки, включая два генома из Уругвая (CH13 и CH19B), статья о которых вышла в этом году. Метод главных компонент показал, что генетические профили этих людей образуют две клады. Первая — географически связана с тихоокеанским побережьем, вторая — с атлантическим. С помощью моделирования ученые пришли к выводу, что первые американцы, оказавшиеся в Южной Америке, разделились на две группы, когда достигли андского региона. Одна часть людей затем дала начало древним популяциям Южного конуса, а другая — первым популяциям, заселившим атлантическое побережье этого континента. По расчетам исследователей, это произошло по крайней мере десять тысяч лет назад.

Среди других результатов работы обращает на себя внимание тот факт, что исследователи вновь обнаружили предковую компоненту, связанную с современным населением Австралазии, в геноме древнего жителя Америки. Кроме того, ожидаемо в геномах этих людей ученые нашли небольшой вклад от вымерших популяций древних людей — неандертальцев и денисовцев. При этом исследование идентичности по происхождению методом IBDmix показало, что у двух индивидов денисовская примесь оказалась больше неандертальской. Это человек из Панамы (PAPV173), живший 650–520 радиоуглеродных лет назад и человек из Уругвая (CH19B), живший около 1450 радиоуглеродных лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали о генетическом исследовании останков десяти людей, найденных в мексиканском городе Кампече. Оказалось, что в некрополе раннего колониального периода покоились останки восьми коренных американцев и двух мигрантов. Похоже, одна женщина происходила из Западной Африки, а один мужчина — из Испании.

Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци