Палеогенетики прочитали геномы десяти людей из мексиканского некрополя колониального периода

Палеогенетики прочитали ДНК десяти индивидов, похороненных в некрополе при приходской церкви в городе Кампече в ранний колониальный период (середина XVI — конец XVII века). Оказалось, что восемь из десяти человек были коренными американцами, еще двое людей происходили из других регионов. Похоже, одна женщина была мигранткой из Западной Африки, а один мужчина — из Испании. Примечательно, что никаких признаков метисации между тремя этими популяциями исследователи не нашли. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Слухи о богатствах Мексики привлекли внимание испанских конкистадоров. Так, первый зафиксированный случай контакта между европейцами и жителями Мезоамерики произошел в 1511 году, когда у берегов Юкатана потерпело кораблекрушение испанское судно. А уже с 1517 года началось целенаправленное исследование и завоевание Мексики. За два года (1519–1521) конкистадорам покорились ацтеки, управлявшие центральной частью этой страны. Однако им потребовалось еще два десятилетия, чтобы обеспечить свое господство над полуостровом Юкатан и его жителями майя.

В 1540 году испанцы основали на Юкатане город Кампече (Сан-Франциско-де-Кампече) на месте более древнего поселения майя. Это был укрепленный город и основной порт того времени на полуострове. Кампече сыграл важную роль в завоевании и христианизации Юкатана, Гватемалы и Чьяпаса. Из-за систематических нападений со стороны пиратов и корсаров вокруг этого города в 1686–1704 годах была возведена мощная оборонительная система. В настоящее время историческая часть укрепленного города Кампече входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На центральной площади этого города испанцы возвели приходскую церковь, которая была призвана служить испанцам, метисам, мулатам, африканцам и индейцам. У стен этого религиозного сооружения также был организован некрополь.

Вера Тизлер (Vera Tiesler) из Автономного университета Юкатана совместно с коллегами из США исследовала останки людей, обнаруженные во время раскопок некрополя раннего колониального периода, который находится в центре города Кампече. Археологи обнаружили там 129 погребений, которые были совершены в середине XVI — конце XVII века неподалеку от приходской церкви. Для нового исследования палеогенетики отобрали останки десяти человек, чтобы проанализировать древнюю ДНК.

Прошлые биоархеологические исследования позволили предположить, что в этом некрополе, по крайней мере, часть погребенных представляла собой иммигрантов в первом поколении, включая больше десяти индивидов из Западной Африки. Кроме того, морфология останков также показала полиэтнический характер погребального комплекса. Так, всех индивидов с искусственно деформированными черепами ученые определили как коренных жителей, в то время как индивидов с измененными зубами — как африканцев. Это подразумевало, что в некрополе покоятся останки коренных американцев, европейцев и африканцев.

Из всех отобранных для генетического анализа образцов ученым удалось отсеквенировать ДНК, причем близких родственников среди этих людей не оказалось. В результате исследования молекулярные биологи выяснили, что восемь из десяти индивидов имели типичные для коренных жителей генетические профили, среди которых были распространены митохондриальные гаплогруппы A2 и B2. Гаплогруппы Y-хромосомы у этих мужчин также были типичными для индейского населения. Судя по погребальному обряду этих людей, все они были крещены. Кроме того, ученые отметили, что некоторые из них страдали от серьезных заболеваний, включая венерический сифилис и трепонематоз.

Однако два индивида оказались неместными. Прошлые исследования показали, что один из них, вероятно, был женщиной африканского происхождения, которая умерла в возрасте чуть более 20 лет. Изотопные анализы указали на то, что она родилась не на полуострове Юкатан, а, вероятно, где-то в Западной Африке. Генетический анализ подтвердил это предположение (митохондриальная гаплогруппа L3). Хотя исследователи обнаружили у нее незначительную примесь от европейцев или индейцев, ее предки происходили в основном из Западной Африки.

Другим индивидом был взрослый мужчина, которого похоронили рядом с церковной стеной — видимо, в самом начале использования этого некрополя. Деформации на его зубах позволили предположить, что он регулярно держал в них курительную трубку. Изотопы свинца в зубной эмали этого человека свидетельствовали о том, что он родился и провел по крайней мере часть своего детства в Европе, видимо, на юго-западе Испании. Это коррелирует с результатами анализа древней ДНК. Мужчина оказался европейцем с Y-хромосомной гаплогруппой I2a2a1b, имевшим, видимо, западно-средиземноморское происхождение.

Ученые обратили внимание на останки еще одного индивида, поскольку новые результаты продемонстрировали, что он был однозначно коренным американцем. Однако прошлые макроскопические и изотопные анализы указывали на то, что этот мужчина, видимо, происходил из Испании. По всей видимости, для молекулярных анализов были отобраны останки другого индивида, поскольку при археологических раскопках полный костяк этого человека был найден вместе с костями по меньшей мере трех людей.

Палеогенетики заключили, что ни у одного из десяти исследованных индивидов, принадлежащих к трем различным группам, они не обнаружили признаков метисации, хотя они жили в непосредственной близости друг от друга и были похоронены в одном некрополе. Это особенно удивительно, учитывая, что останки были найдены в разных частях некрополя и охватывали примерно период в 140 лет, то есть пять—семь поколений.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о некоторых исследованиях, посвященных колониальному периоду Мезоамерики. Так, ученые обвинили сальмонеллу в массовой гибели индейцев XVI века. Кроме того, они выяснили, что головной убор последнего правителя ацтеков оказался подделкой.

В Чатал-Хююке нашли 8600-летний хлеб