Следы разделки на костях мамонтов указали на заселение Америки еще 37 тысяч лет назад

Американские исследователи раскопали местонахождение в Нью-Мексико, где ранее были обнаружены останки мамонта. Оказалось, что кости принадлежали взрослой самке и детенышу, которые жили около 37 тысяч лет назад. На их костях ученые обнаружили многочисленные следы ударов и разделки. Вместе с каменными артефактами и остатками древнего костра эти находки свидетельствуют о вероятном появлении людей в Америке задолго до общепринятой датировки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Среди ученых нет единства о времени и маршрутах заселения Америки. На протяжении долгого времени древнейшим населением этого континента считались представители археологической культуры Кловис, которая существовала около 13,5–10,8 тысячи лет назад. Но последующие исследования показали, что люди оказались в Америке раньше, что породило так называемую концепцию «пре-Кловис». С уверенностью можно говорить о том, что первые американцы оказались к югу от ледниковых щитов уже 16–15 тысяч лет назад.

По одной из версий, заселение Америки проходило в несколько волн, первая из которых была около 30 тысяч лет назад, вторая — во времена максимума последнего оледенения, а третья — во время гренландского межледниковья. При этом палеоклиматические и палеоботанические реконструкции предполагают, что это вряд ли могло произойти ранее 23 тысяч лет назад. Одну из ярких находок, связанных с ранним пребыванием людей в Америке, сделали в прошлом году ученые из Великобритании и США. В штате Нью-Мексико они обнаружили 61 хорошо различимый отпечаток человеческих ног. Судя по радиоуглеродному анализу, возраст этих находок составляет около 21–23 тысяч лет. Есть и ряд более древних свидетельств заселения этого континента, однако многие критики указывают на то, что подобные предположения строятся в основном на сомнительных находках. Например, недавно сообщалось о древнейшей стоянке людей в Мексике, возраст которой составлял около 31–33 тысяч лет. Однако другие археологи с этим не согласились, заявив, что обнаруженные каменные предметы стали похожими на орудия труда в результате естественных геологических процессов.

Тимоти Роу (Timothy Rowe) из Техасского университета в Остине совместно с коллегами из Дании и США исследовал останки мамонтов, обнаруженные в местонахождении Хартли. Оно расположено на плато Колорадо, в северной части штата Нью-Мексико. Это местонахождение было случайно открыто человеком по имени Гэри Хартли (Gary Hartley) во время его прогулки по звериной тропе. Тогда он обнаружил бивень и несколько костей, обнажившиеся из отложений. Кроме того, в нескольких метрах от них на поверхности земли находился обсидиановый наконечник культуры Кловис и каменные осколки.

Изначально ученые предположили, что местонахождение Хартли представляет собой место бойни мамонтов, относящееся к культуре Кловис. Однако каменные артефакты могли остаться там с других времен, поэтому археологи приступили к раскопкам. В результате этой работы они нашли останки взрослой самки мамонта и детеныша. Помимо костей, в распоряжении ученых также оказались шесть микроотщепов.

Чтобы выяснить возраст животных, ученые отправили останки для прямого радиоуглеродного анализа методом ускорительной масс-спектрометрии, который проводился в нескольких лабораториях. Полученные шесть калиброванных датировок показали, что мамонты жили между 38900–36250 и 33250–31300 лет назад. По данным исследователей, наиболее надежной датировкой в этом случае выступает самая древняя.

Ученые также исследовали с помощью компьютерной и микрокомпьютерной томографии кости животных, а также проанализировали образцы отложений с помощью растрового электронного микроскопа. На костях мамонтов они не нашли следов зубов или других повреждений, оставленных хищниками. Зато на костях черепа и посткраниального скелета они заметили целый ряд следов, сделанных, вероятно, каменными орудиями. Например, на лобной и теменной костях присутствуют повреждения, возникшие в результате ударов тупым предметом. Кроме того, на многих костях присутствуют проколы диаметром от двух миллиметров до одного сантиметра, трещины и прочие повреждения, которые были сделаны, когда кости еще были свежими. Ученые отметили, что особенностью этого местонахождения стали 32 костяных отщепа, 15 из которых имеют острые и пригодные для резки края, а также ряд бабочковидных костных отломков. Последние, видимо, образовались в результате ударов по костям тупым предметом.

Анализ отложений с помощью микроскопии позволил исследователям обнаружить свидетельства того, что на этом месте в древности разводили огонь. Так, они заметили небольшие кальцинированные костные включения. Это свидетельствует о том, что эти кости были сожжены. Кроме того, томография показала, что пепел находился и на некоторых изученных останках животных.

Исследователи заключили, что полученные данные свидетельствуют о появлении древних людей на территории современного штата Нью-Мексико уже 37 тысяч лет назад. Более того, они предположили, что впервые люди прибыли в Северную Америку задолго до этого, поскольку стоянка Хартли находится в глубине американского континента.

После публикации заметки мы изменили заголовок.

Ранее на N + 1 рассказывали о других работах, посвященных заселению Америки. Так, палеоантропологи исследовали морфологию зубов айнов и жителей Японии периода Дзёмон и опровергли гипотезу о заселении Америки из Японии. А геологи выяснили, что древнейшие жители Америки не могли использовать коридор Маккензи для продвижения из Берингии и на юг.

В сарматском погребении нашли меч типа <i>Gladius Hispaniensis</i>