Анализ морфологии зубов опроверг гипотезу о заселении Америки из Японии

Палеоантропологи исследовали морфологию зубов айнов и жителей Японии периода Дземон и опровергли гипотезу о заселении Америки популяцией, жившей на территории Японского архипелага. Это предположение строилось на основании сходства каменных орудий. Кроме того, ученые обобщили результаты палеогенетических исследований и пришли к выводу, что некоторые связи между популяцией Дземон и современным населением Северной Америки наблюдаются лишь среди современных жителей Арктики. Результаты исследования представлены в журнале PaleoAmerica.

Среди ученых продолжается дискуссия о времени и маршрутах заселения Америки. На протяжении долгого времени первых жителей этой части света связывали с археологической культурой Кловис, распространившейся в Северной и Центральной Америке около 13,5–10,8 тысячи лет назад. Однако дальнейшие исследования выявили достаточно свидетельств пребывания человека в этом регионе в более ранние времена. Сегодня предполагается, что заселение Америки проходило в несколько волн, первая из которых была около 30 тысяч лет назад, вторая — во время последнего ледникового максимума, а третья — во время гренландского межледниковья (подробнее узнать о том, почему ученым придется отказаться от общепринятой модели заселения Америки, можно в нашем материале «Колумбы каменного века»).

Раскопки в Западном Айдахо в бассейне реки Колумбия позволили археологам обнаружить древнюю стоянку, первые люди на которой появились около 16 тысяч лет назад. Ученым удалось обнаружить здесь кости животных и каменные орудия — двусторонние ручные рубила, лезвия, каменные отщепы, которые значительно отличались от культуры Кловис. Однако схожие артефакты ранее были обнаружены в Северо-Восточной Азии, в том числе на японском острове Хоккайдо, и относятся к началу периода Дземон. Это породило гипотезу, что коренное население Америки может быть связано с древними жителями Японии.

Ричард Скотт (Richard Scott) из Невадского университета в Рино совместно с учеными из Испании, России и США провел исследование, посвященное истории заселения Америки. Для этого палеоантропологи решили сравнить строение зубов древних жителей Америки и Японии периода Дземон с помощью программы rASUDAS. По мнению ученых, морфологические признаки коронки и корня зуба могут стать ключом к прояснению эволюционной истории человечества.

В своем исследовании ученые использовали базу данных, собранную за несколько десятилетий работы американским антропологом Христи Тернером. Изучение признаков 21 зуба айнов и жителей Японии периода Дземон показало их сходства по ряду характеристик, отличая их от всех других популяций Азии, Тихоокеанского региона и Америки. Ученые обнаружили значительные отличия в морфологии зубов у древнего населения Японского архипелага и у коренного населения Нового Света, что, по их мнению, указывает на отсутствие родственных связей между популяциями. Наибольшее сходство для айнов и населения периода Дземон было обнаружено в австрало-меланезийской выборке.

Исследователи также проанализировали работы, посвященные палеогенетике древнего населения Японии и Америки. Опубликованные последовательности митохондриальной ДНК популяции периода Дземон, относящиеся в основном к Хоккайдо, показывают, что материнские линии из Древней Японии не встречаются среди современных или древних коренных американцев. Самая распространенная митохондриальная гаплогруппа N9b присутствует сегодня в некоторых сибирских популяциях и крайне редка для Восточной или Юго-Восточной Азии.

Ученые отметили, что реже встречаемая гаплогруппа D4 ограничена арктическими популяциями Северной Америки и Чукотки. Лишь редкая гаплогруппа D4h3a отдаленно связывает некоторых коренных американцев с популяцией периода Дземон. Немногочисленные исследования полных ядерных геномов также указывают на расхождение между популяцией коренных американцев и древних жителей Японии около 36400–26800 лет назад с вероятностью 95 процентов.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древностей Северной Америки. Так, палеоантропологи нашли отпечатки человеческих ног в штате Нью-Мексика, возраст которых около 23–21 тысячи лет назад. Кроме того, археологи обнаружили древнейшую стоянку палеоиндейцев в районе Великих озер.

Палеогенетики отсеквенировали древнюю ДНК из ассирийского кирпича