Российская компания «СтарЛайн» показала испытания беспилотного грузовика собственной разработки. В будущем она планирует сертифицировать его и испытать перевозкой грузов по шоссе.
Большая часть компаний, разрабатывающих беспилотные автомобили, создает легковые беспилотники для перевозки пассажиров. Но есть и те, кто занимается беспилотными грузоперевозками, причем некоторые компании сначала создают легковые беспилотные автомобили, а затем адаптируют технологии для грузовиков или сельскохозяйственной техники. Например, так поступила Waymo, которая с 2018 года испытывает и грузовые машины, в том числе и коммерческими задачами.
Осенью 2021 года «СтарЛайн» рассказала, что тоже планирует адаптировать программно-аппаратный комплекс с легкового беспилотника к грузовику, а теперь показала его испытания. Он выполнен на базе седельного тягача Mercedes-Benz Actros. Машина оборудована камерами, радарами и лидарами, причем в качестве последних используется комбинация из двух круговых лидаров и двух лидаров с полусферическим полем сканирования, которые пока редко применяются на беспилотных автомобилях.
Пока автомобиль не сертифицирован, поэтому испытания проходили на закрытой территории. На нем инженеры сначала проверяли электронное управление автомобилем с помощью пульта, а затем проводили испытания в беспилотном режиме. В дальнейшем компания планирует испытать беспилотный грузовик перевозкой груза по трассе M11 «Нева» (Санкт-Петербург — Москва).
Направление беспилотных грузовиков наиболее развито в США, где этим занимается множество компаний, в том числе TuSimple, Aurora, Embark, Kodiak и Gatik. Отдельные проекты также есть и в других странах, например, шведская Einride создает тягачи без кабины и недавно получила разрешение на его применение на американских дорогах. В России, помимо «СтарЛайн», разработкой беспилотных грузовиков занимается «КАМАЗ», который уже разработал несколько моделей, в том числе самосвал без кабины для водителя.
Григорий Копиев
Он может превратить любой тягач в своеобразный гибрид
Компания Range Energy представила полуприцеп RA-01, оснащенный собственным электроприводом и аккумуляторной батареей, способный превратить в гибрид любой седельный тягач без дополнительных переделок. Управление электроприводом прицепа происходит автоматически — датчики в сцепном устройстве указывают системе управления, ускоряется тягач или тормозит. Прицеп помогает грузовику разгоняться и может тормозить с помощью рекуперативного торможения, облегчая спуск с горок и подзаряжая батарею. Тестирование в реальных условиях показало повышение топливной эффективности фуры на 36,3 процента, сообщает New Atlas. При поддержке высокопроизводительного и масштабируемого российского веб-сервера Angie На рынке появляется все больше новых моделей легковых электромобилей, однако сегмента седельных тягачей этот бум до сих пор почти не коснулся. Некоторые из компаний, занимающихся разработкой электрогрузовиков, например, Tesla, представившая модель полностью электрического тягача Semi еще в 2017 году, постепенно начинают поставки заказчикам, однако до сих по львиную долю всех грузоперевозок по дорогам выполняют обычные грузовики с двигателем внутреннего сгорания. Калифорнийская компания Range Energy зашла с другой стороны и разработала грузовой полуприцеп RA-01 длиной 16 метров, который позволяет превратить обычный тягач в гибрид. Полуприцеп оснащен собственной электрической силовой установкой мощностью 350 киловатт (около 475 лошадиных сил) и крутящим моментом 14000 ньютон-метр. Питание осуществляется от установленного на прицепе аккумулятора емкостью 200 киловатт-час. https://www.youtube.com/watch?v=kpMouTIAe0E Прицеп Range совместим с любыми седельными тягачами и не требует никаких дополнительных изменений для использования. Управление им происходит автоматически с помощью умного шкворня сцепного устройства. Например, в случае разгона, когда тягач тянет за шкворень, электромотор прицепа начинает помогать грузовику. Если же шарнир испытывает давление в противоположном направлении, то происходит включение рекуперативного торможения, которое подзаряжает батарею прицепа. Испытание прицепа проходило в смешанном цикле в городе и на загородной трассе при движении на расстояние 41 километр с грузом массой 26760 килограмм и максимальной скоростью до 96,5 километров в час. Тест показал, что прицеп с электроприводом улучшил топливную эффективность фуры на 36,3 процента, или на величину 1,4 километра на литр топлива (3,25 миль на галлон). Таким образом при среднем расходе, к примеру, 30 литров на 100 километров, прицеп позволяет сэкономить порядка 8-9 литров топлива на 100 километров пути. https://www.youtube.com/watch?v=M_fpvelQO5s В компании заявляют, что первые прицепы будут рассчитаны на повышение топливной эффективности до 40 процентов на расстоянии 322 километра в смешанном цикле. При движении по городу, когда фура часто тормозит и разгоняется, топливная эффективность будет выше и составит около 48 процентов. При движении по ровной загородной трассе этот параметр будет снижаться. По словам разработчиков, даже при разряженной батарее ожидается положительный эффект — предполагается, что подзарядка за счет рекуперации все равно будет снижать расход топлива, повышая эффективность на 10-15 процентов. Полная зарядка батареи занимает около десяти с половиной часов от обычной сети и 45 минут при использовании быстрой зарядки мощностью 350 киловатт. Кроме всего вышеперечисленного, электронные системы прицепа позволяют человеку легко в одиночку катать его вручную. https://www.youtube.com/watch?v=-KIIBE7SuUE Первые прицепы будут поставлены заказчикам уже в этом году. Массовое производство в компании планируют начать не позднее конца 2024 года, и ожидают, что уже в 2025 году прицепы Range появятся на дорогах большом количестве. Помимо перевода грузовиков на электротягу, многие компании планируют сделать их к тому же и беспилотными. Например, такой проект есть у компании Volvo, которая представила в 2018 году прототип беспилотного электротягача Vera. У него отсутствует кабина для водителя, за счет чего он получился более компактным и легким.