Компания «НПО «СтарЛайн» разрабатывает грузовой беспилотный автомобиль на базе седельного тягача, рассказал представитель компании на форуме «Автонет-2021». Пока инженеры собирают первый прототип. Изначально он будет проходить испытания на закрытой территории, но в будущем разработчики планируют принять участие в программе тестирования беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева».
Большие грузовики практически все время двигаются по трассе, проезжая десятки или даже сотни километров без единого перекрестка и светофора. Это сильно упрощает задачу разработчикам беспилотных автомобилей, в основном сводя ее к удержанию в полосе и отслеживанию попутных автомобилей в своей и соседних полосах. Это можно видеть и по текущим системам помощи водителю: если шоссейные автопилоты уже не первый год есть в серийных автомобилях разных производителей, то городской вариант пока есть лишь у Tesla, и то в бета-версии.
Разработчики из разных стран, в основном США, уже не первый год создают беспилотные грузовики, модифицируя седельные тягачи или даже создавая с нуля машины новой конструкции, в том числе без кабины водителя. Часто грузовые беспилотники создают компании, у которых уже есть опыт разработки. Например, так поступила в 2018 году лидер в этой области Waymo, использовав наработки из своих беспилотных минивэнов. «СтарЛайн» выбрала аналогичный подход и решила начать разработку грузовых беспилотников.
Первый прототип беспилотника будет основан на седельном тягаче Mercedes-Benz Actros, хотя компания не привязывается к конкретным моделям и планирует адаптировать ее под другие, если в этом будет необходимость. Представитель компании рассказала N + 1, что инженеры получили машину несколько дней назад и пока не определились с набором датчиков, но планируют перенести программно-аппаратный комплекс со своего легкового беспилотника, адаптировав его под особенности грузовика. В легковом беспилотном автомобиле «СтарЛайн» использует классический подход с камерами, лидарами и радарами (в прошлом году мы протестировали этот автомобиль и рассказали о нем в блоге).
После оснащения грузовика датчиками компания планирует сначала испытать его на закрытой территории, а затем сертифицировать его, чтобы иметь возможность тестировать на дорогах общего пользования. В частности, «СтарЛайн» планирует принять участие в программе испытаний беспилотных автомобилей на части трассы М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург), которая начнется в 2022 году.
Разработкой беспилотных грузовиков в России также занимаются «КамАЗ» и «Эвокарго». У первой есть разные прототипы: большинство из них выполнено на базе обычного грузовика, а в прошлом году компания показала беспилотный фургон без кабины водителя. «Эвокарго» тоже создала грузовик без кабины, но с другой конструкцией, напоминающей грузовики Einride. Еще одно отличие от почти всех грузовых беспилотников заключается в том, что он работает на водороде, а не бензине или дизельном топливе. Недавно разработчики рассказали, что их грузовик два месяца перевозил грузы на складе «Газпрома».
Григорий Копиев
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».