Добровольцы поищут первое достоверное событие самолинзирования в двойной системе

Стартовал новый проект гражданской науки SuperWASP: Black Hole Hunters, в рамках которого любой желающий может помочь астрономам найти первое достоверное событие самолинзирования света звезды черной дырой в двойной системе. Участникам необходимо анализировать кривые блеска звезд, полученные телескопом SuperWASP, сообщается на сайте Королевского астрономического общества.

Черные дыры звездных масс и нейтронные звезды представляют собой конечный результат эволюции массивных звезд. Их удобно искать в двойных системах, где эти компактные объекты аккрециируют вещество звезды-компаньона, становясь яркими источниками излучения. Однако фаза аккреции занимает лишь небольшой период времени жизни системы, и моделирования предсказывают, что должны существовать сотни тысяч двойных систем, где компактный объект неактивен.

«Тихие» черные дыры звездных масс можно искать при помощи метода гравитационного микролинзирования. Он заключается в том, что, когда компактный объект проходит перед фоновой звездой, то, в соответствии с Общей теорией относительности Эйнштейна, возникают кратковременное усиление яркости источника и небольшое смещение видимого положения источника излучения. Если есть возможность оценить массу и радиус звезды, то знание параметров события линзирования дает прямую оценку массы компактного объекта.

Группа астрономов во главе с Хью Дикинсоном (Hugh Dickinson) из Открытого университета Великобритании запустила проект SuperWASP: Black Hole Hunters на базе портала гражданской науки Zooniverse. Его цель заключается в поисках событий самолинзирования, где в роли линзируемого объекта выступает не фоновая звезда, а звезда-компаньон черной дыры в двойной системе.

Принять участие в проекте может любой желающий, для этого нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Добровольцам нужно будет анализировать кривые блеска более 2 миллионов звезд, полученных наземной системой SuperWASP, которая обычно ищет экзопланеты методом транзитов, и сравнивать их со смоделированными кривыми для события самолинзирования. Важным моментом является тот факт, что достоверных примеров самолинзирования в двойной системе до сих пор нет, поэтому, если найденный кем-то кандидат в дальнейшем подтвердится, то это будет важное научное открытие.

Проектов гражданской науки в области астрономии становится все больше — можно искать движущиеся валуны на ядре кометы Чурюмова — Герасименко, джеты на Солнце, вихри на Юпитере или определять степень закрутки рукавов спиральных галактик.

Замагниченность массивной звезды объяснили слиянием звезд в тройной системе